К международному дню шахмат. Валерий Москвич: «Очень хочу привить детям любовь к этой игре»

20 июля 2020 9:47

Инструктор-методист по шашкам и шахматам ФСК «Нива» Валерий Владимирович Москвич прибыл в наш район из Таджикистана, спасая себя и свою семью. Гражданская война, пылавшая в этой стране в начале 90-х годов, — вещь страшная и кровавая.

НАУЧИТЬ УМЕНИЮ МЫСЛИТЬ

— Врагу не пожелаю оказаться в такой ситуации, — с горечью вспоминает он свою эпопею. — Бросили всё, что нажили, и с огромными трудностями, рискуя жизнью, выбрались в безопасную и спокойную Беларусь.

С сочувствием смотрю на мужчину. Пережить подобное тяжкое испытание… Валерий справился с ним. Более того, вполне успешно устроил свою жизнь на новой родине. Проявив железную волю и упорство, в зрелом возрасте окончил институт физкультуры и посвятил себя любимому делу — обучению детей игре в шашки и шахматы в ФСК «Нива». Опыт, знания, методические навыки в этой области спорта у него очень солидные. За спиной множество международных турниров, уважение специалистов Беларуси, России, Украины, Прибалтики…

— Это правда, что на занятия к вам ходят малыши едва ли не с дошкольного возраста? – с любопытством задаю первый вопрос.

Валерий утвердительно кивнул головой.

— Самому младшему члену кружка 5 лет, старшему — лет 12. Идеальный возраст для постижения основ этой великой игры. Учёные утверждают, именно в это время у детей формируется так называемый механизм «действия в уме». Они активно изучают различные жизненные ситуации, анализируют их, ищут те или иные ответы. Научить при этом их действовать логично, последовательно, адекватно складывающейся обстановке в значительной степени могут шахматы.

— Где вы находите своих учеников?

— Устраиваю в школах и детских садах импровизированные турниры, на которых анализирую умения, навыки, характер ребят. Лучшим предлагаю заняться этой игрой серьёзно. Естественно, по этому поводу беседую и с родителями.

— Под лежачий камень вода не течёт?

Валерий в ответ улыбнулся.

— Просто очень хочу привить детям любовь к этой великой игре. Для этого стоит стараться.

— Говорят, в некоторых странах мира её включили в обязательную школьную программу.

— Да. Потому как там давно поняли: занятия шахматами не самоцель, а эффективная модель для формирования мышления. Вооружить детей умением мыслить через азарт, интерес, интеллектуальную борьбу друг с другом — педагогическая находка.

В ответ я только пожал плечами. Специалисту виднее… Впрочем, можно выслушать по этому поводу мнение одного из юных воспитанников педагога, присутствующего при нашей беседе.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ

9-летний Кирилл Яркович ответил мне не задумываясь.

— Я с пяти лет играю в шахматы. И с каждым годом увлекаюсь ими всё больше и больше. Сегодня играю на уровне 2 разряда. Уверен, что буду играть ещё лучше.

— А в школе как обстоят дела?

— Отлично. Во всяком случае, в математике шахматы мне здорово помогают.

— Кирилл научился видеть и анализировать шахматную партию на 2-3 хода вперёд, — пояснил в свою очередь тренер. — Это уже прогресс. В то же время отмечу, настоящий мастер просчитывает свои и чужие действия на шахматной доске на 10 — 15 ходов вперёд. Представляете, какое интеллектуальное напряжение, концентрацию мысли, собранности, воли он при этом испытывает?

Согласно киваю. Вряд ли стоит доказывать очевидное. Человек, с детства играющий в шахматы, часто бывает успешным и в жизни. Умение мыслить глубоко и серьёзно, при прочих равных условиях, даёт ему огромные преимущества в профессиональной деятельности…

— Своим ребятам я стараюсь привить навыки в игре и в русские шахматы, известные в мире под названием таврели, — между тем продолжил развивать свои мысли Владимир. — Многие серьёзные шахматисты утверждают, они интереснее даже классических, в которые играют миллионы людей во всем мире.

— Чем?

— В таврели игра идёт не в двух, а в трёх измерениях, что заставляет соперников мыслить объёмно, искать и находить парадоксальные ответы на те или иные ходы противника.

Логика, подкреплённая неожиданностью, неожиданность, подкреплённая логикой… А в целом захватывающая игра, полная стройности и красоты.

— Ну, а теперь от теории к делу, — завершил я беседу. — Преподайте мне мастер-класс в десятиминутной блиц-партии в шахматы. Доска перед вами, время пошло…

Гостей не пришлось долго упрашивать. Белые сделали ход. Чёрные им тут же ответили… И уже через пару минут седой мужчина и его юный соперник мыслями и чувствами были где-то далеко от меня. В непостижимом пространстве, которое открывается, очевидно, только посвящённому человеку.

Мне осталось лишь вздохнуть. Почему рядом со мной в своё время не оказалось такого учителя?

Михаил ПАВЛОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене