Ольга Левко об археологии и раскопках в Друцке

15 августа 2020 10:00

Редкая удача выпала мне. Археолог, доктор исторических наук, профессор, заведующая центром Института истории Национальной академии наук Ольга Николаевна Левко, проводившая свой отпуск в нашем районе, согласилась встретиться и дать интервью. Много лет она исследует памятники средневековой культуры нашей страны. В том числе Друцк, один из самых ранних городов Беларуси.

«СЛЕДУЮ ЗА ИСТОРИЧЕСКИМ ФАКТОМ…»

— Ольга Николаевна, 50 лет жизни вы посвятили археологии Беларуси. Как в личном, так и профессиональном плане явление уникальное. Что можно сказать сегодня о вашей специальности?

— Принято говорить, что археология — часть исторической науки. Это так, но, с другой стороны, она абсолютно самостоятельная дисциплина. Потому как изучает те стороны жизни общества, которые не всегда доступны учёным по письменным документам. Более того, артефакт, добытый археологом в поле, может рассказать нам гораздо больше, чем письмена.

— Это как? Как известно, что написано пером…

— Да. Но, в тоже время, событие, что отражают письмена, всегда статично и субъективно. Потому как описывают его люди, руководствующиеся собственными впечатлениями, окружающей обстановкой или, что ещё хуже, выполняя чей-то заказ. Поэтому в выступлениях, книгах, статьях я всегда говорю, что в своих исследованиях следую строго за историческим фактом. Чтобы объяснить его, не нужно спешить, фантазируя, но найти ему место в исторической действительности. Пусть даже со временем.

— Но с гипотезой по этому поводу можно выступить?

— Можно. Но подкрепляя её шаг за шагом строгими доказательствами. До тех пор, пока она не приобретёт убедительную научную силу или не будет отвергнута вновь открытыми обстоятельствами.

— За 50 лет, что вы отдали археологии, были подобные случаи?

— Молодой человек, пришедший в науку, как правило, верит открытиям, знаниям, выводам своих старших товарищей. Когда в 1974 году я приступила к исследованиям древнего Витебска, всё, что ранее учёные написали о нём, приняла за чистую правду. Реальность оказалась другой. Но чтобы понять это, потребовались годы труда, системный анализ находок и вновь открытых исторических фактов.

В ОТВАЛ ШЛИ ЦЕЛЫЕ ПЛАСТЫ БЕЛОРУССКОЙ ИСТОРИИ

— Кандидатскую диссертацию вы защищали по старинному Витебску. Учёные отмечают, именно с этой работы начался фундаментальный пересмотр взглядов историков на развитие многих средневековых городов Беларуси. Почему?

— В республике она стала первой, посвящённой исследованию городской культуры в 14 — 18 веках новой эры. В Советском Союзе этот период времени не исследовался. Потому как считалось, что археология должна заканчиваться 13 веком.

— А 14 век и выше?

— Считались балластом. К слову, вполне официальный термин в науке в то время. Известный археолог в нашей республике Пётр Лысенко так и написал в своей книге, посвящённой раскопкам в Берестье: «Сняли балласт до уровня 13 века…». Вдумайтесь только, в отвал пошли культурные слои эпохи Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой….

— А что же на Западе?

— Дела обстояли значительно лучше. Я, когда приступила к работе на территории Витебска, активно пользовалась книгами по материальной культуре Польши, отразившими исследования западных учёных по этой тематике.

— Хорошо, случилось то, что случилось. По каким-то непонятным причинам отбросили за ненадобностью целые пласты национальной истории. А что сегодня?

— Граница археологических исследований отодвинута на 120 лет назад от нашего времени.

— А как же тогда Первая мировая война и другие события? Их тоже в отвал истории?

— Правомочный вопрос. Учёные считают сегодня, что эту черту нужно отнести не на 120, а на 50 лет назад. Посмотрим…

— Сегодня у археологов много работы?

— В многотомном «Своде памятников истории и культуры Беларуси» официально числится около 3 тысяч объектов, подлежащих изучению силами нашей науки.

— 3 тысячи! И на это количество в республике приходится?..

— 30 археологов Национальной академии наук Беларуси. Да ещё несколько вузовских преподавателей, имеющих опыт подобных работ. Это всё. Важно отметить, что в последние годы они трудятся круглый год, потому как любые масштабные земляные работы на объектах с культурным слоем в нашей стране по закону осуществляются в их присутствии.

— Как это было в Толочине при подготовке к «Дожинкам»?

— Да. Тогда на месте строительства нового здания библиотеки было сделано много интересных находок касательно средневековой истории вашего города. А могли бы и исчезнуть в отвалах…

В СОСТАВЕ ПОЛОЦКОЙ ЗЕМЛИ

— А чем ещё, с точки зрения археологии, интересен наш район?

— По его территории проходил отрезок знаменитого средневекового торгового пути «из варяг в греки». Собственно, он и привёл к взлёту древнего Друцка, обеспечивавшего безопасный поток людей и товаров в Европу и южные страны в зоне своей ответственности. Есть ряд и дру-гих городищ, включённых в этот коммуникационный, торговый и культурный процесс, протекавший в районе в средневековье.

— Когда учёные приступили к его изучению?

— В 50 — 60-х годах прошлого века на территории древнего Друцка долгое время работал московский археолог Леонид Алексеев, издавший прекрасную для своего времени книгу «Полоцкая земля».

— А вы когда подступились к нему?

— Много лет я исследовала Витебск, Оршу, Шклов, Копысь, Дубровно. Но в 1999 году, в канун празднования 1000-летия Друцка, Витебский облисполком предложил мне заняться Друцком. В течение ряда лет я исследовала этот объект. Отмечу, ряд находок, сделанных в это время, легли в основу экспозиции Толочинского историко-краеведческого музея.

— Они изменили взгляд историков на роль Друцка и его значение в системе древних городов Беларуси?

— В ходе раскопок выяснилось, что он значительно старше официально принятой исторической даты. Как крупный племенной центр славян он существовал в 6 веке, постепенно эволюционируя в объект городской культуры, затем — в центр богатого удельного Друцкого княжества и сильную порубежную крепость в составе Полоцкой земли.

— Какие находки произвели на вас особое впечатление?

— Курган 12 века с четырьмя уровнями погребений из 38 жертв княжеских междоусобиц. Над могилой погибшего княжича (по возрасту мальчика) лежали павшие в бою воины, выше — слуги, ещё выше — рабы. Социальная иерархия общества — как на ладони. Впрочем, как и смешение языческих и христианских похоронных обрядов в одном погребении. Свои выводы и заключения по этим и многим другим находкам я изложила в книге «Друцк», изданной в серии «Древнейшие города Беларуси». Наверняка, она есть в библиотеках района.

— Друцкое княжество входило в состав Полоцкой земли. Можно ли считать, что эта земля развивалась в то время как самостоятельное государство?

— Нужно. Впрочем, как и земли юга республики и наших соседей в составе Новгородчины и Киевской Руси со всеми своими особенностями в экономике, культуре, государственном устройстве.

— В России и Украине историки тоже так считают?

— Нет. Потому как не хотят признавать Полоцкую землю за самостоятельное государственное образование наряду с Киевским и Новгородским княжествами 9-10 веков, передёргивая в угоду политике очевидные исторические факты. К слову, когда Беларусь отмечала 1150-летие со дня основания Полоцка, гостей оттуда мы не дождались…

— Изучение древнего Друцка будет продолжено?

— Исследована его меньшая часть. Но вряд ли я снова возглавлю эти работы. Силы и здоровье уже не те…

— А ваши ученики?

— Время покажет. Надеюсь, что история нашей страны будет всегда интересна потомкам.

Беседовал Михаил ПАВЛОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Ольга Левко об археологии и раскопках в Друцке, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене