Ключи от неба. Ко Дню военно-воздушных сил Беларуси

16 августа 2020 10:00

Кто знает, как зарождается в сердце любовь к профессии… Очевидно одно: увлечение юности может поглотить тебя целиком. И тогда, несмотря на все изгибы и повороты судьбы, ты и в зрелые годы будешь хранить ей верность и преданность.

ПОСЧИТАЛ ЗА ЧЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

— Действительно, авиация стала моей страстью далеко не случайно — подтвердил Виктор Норбертович Побяржин. — В Браславе, где я родился и вырос, был небольшой аэродром, на котором часто базировались самолёты АН-2. Каждую субботу я с товарищами бегал туда и заворожённо следил за полётами крылатых машин. А когда пилоты и техники к нам привыкли и (с определённой оглядкой по сторонам) стали тайком поднимать нас в воздух…

Короче, больше я ни о чём другом не мечтал, кроме как о самолётах. И целенаправленно стал готовить себя к поступлению в военное училище лётчиков. Занимался спортом, очень прилично учился, всерьёз увлёкся авиамоделизмом, читал соответствующую литературу.

— В училище очень жёсткие требования к здоровью абитуриентов…

— Увы! К десятому классу немного «просело» зрение. Этого оказалось достаточно, чтобы медицинская комиссия, пусть сочувственно, но твёрдо сказала мне «нет». Тогда я добился, чтобы срочную мне разрешили служить в авиации. Городок наш маленький, офицеры военного комиссариата знали о моём увлечении и охотно пошли навстречу, направив в 1982 году в авиационный центр подготовки младших военных специалистов на Украине. Верите, сам не свой был от счастья, когда воочию увидел на аэродроме боевые машины, стал изучать их оборудование, вооружение.

— А по окончании?

— Оказался в Днепропетровском авиационном полку ПВО, на вооружении которого были самые современные на то время самолёты МИГ-25 (один из которых в 1976 году лётчик-перебежчик Беленко, служивший на Дальнем Востоке, угнал в Японию. Машину вернули, предварительно изучив её тактико-технические характеристики, оборудование и вооружение. Советскому Союзу был нанесён колоссальный ущерб. Пришлось вносить в неё ряд изменений, разрабатывать и внедрять во всех авиационных частях новую аппаратуру опознавания «свой – чужой». — Прим. автора). Занимался подготовкой авиационных ракет к боевому применению с использованием компьютерной техники. Отмечу, мои качества как специалиста инженерная служба части отметила достаточно быстро. И командир полка после серьёзной беседы предложил мне остаться в кадрах.

— И вы?

— Посчитал за честь подобное предложение. Прошёл соответствующее обучение и принял в подчинение группу технических специалистов, многие из которых имели высшее образование. На вооружение в те годы в стране поступали очень сложные самолёты. Без твёрдых практических навыков доступ к ним был закрыт.

— Кадров в авиации в то время хватало?

— За каждое место в полку шла жёсткая конкуренция. Отбирали для службы самых достойных и перспективных, способных быстро и качественно усваивать новые знания и применять их на практике. Авиационный полк — сложный слаженный боевой механизм, где каждый должен безукоризненно соответствовать своему назначению. Иначе…

— Интенсивность подготовки была высокой?

— Полёты три раза в неделю. Дневные, ночные, в составе группы и одиночные, с решением в воздухе самых разных задач. К слову, во время одного из них непосредственно в воздухе остановилось сердце у командира полка. Хоронить было нечего…

Я только вздохнул. Подобных трагедий в истории авиации много. Такова уж доля этих рисковых людей, посвятивших себя небу.

КОГДА-НИБУДЬ РАССЕКРЕТЯТ И ЭТУ СТРАНИЧКУ…

— Знаю, что вам довелось служить и в Прибалтике.

— Организационные формы боевой авиации претерпевали постоянные изменения. В этой связи группу техников направили в Латвию обеспечивать полёты авиационных частей, входящих в состав приграничного Прибалтийского военного круга. К слову, одна из эскадрилий полка, в котором мне довелось служить, вскоре вылетела в Афганистан…

— Решали, наверное, и другие боевые задачи?

— В 1988 году полк в полном составе перебросили в Туркменистан на границу с Ираном. Находились там мы три месяца. Больше по этому поводу ничего сказать не могу. Подписку давал.

Я понимающе кивнул головой. Старшее поколение наверняка помнит ирано-иракскую войну, полыхавшую в 1980 — 1988 годах на нашей южной границе, сложную игру ведущих стран мира за влияние в регионе. И, конечно же, договор о дружбе и сотрудничестве с Ираком, накладывающий на СССР серьёзные обязательства. Какие? Когда-нибудь рассекретят и эту страничку из нашей общей истории. Тогда и узнаем, чем занимались советские лётчики в этих далёких краях.

— В Прибалтике в конце 80-х годов прошлого века началось общественное движение за независимость. Вы его ощутили?

— Напряжение в обществе, действительно, ощущалось серьёзное, — подтвердил Виктор Норбертович. — Но что оно выльется во что-то серьёзное, никто из нас даже помыслить не мог. Только в 1992 году события вышли из-под контроля Москвы. Начался бурный процесс суверенизации местных республик, и тысячи военнослужащих округа встали перед сложным жизненным выбором…

— А что же командование?

— А что оно сделает, если «под нож» шли тогда целые армии ВВС? Боевые самолёты резали на металл, вооружение вывозили в глубь страны и за рубеж, материальные ценности из складов, ГСМ, автомобильную технику ушлые ребята прибирали к рукам и активно распродавали. Ну а нам, офицерам и прапорщикам, начальство прямо сказало: мужики, Россия большая, устраивайтесь, кто как сможет.

— И вы…

— Обратился с соответствующим рапортом в Министерство обороны Республики Беларусь. Встретили там меня с пониманием. Но объяснили — аналогичные просьбы выказали тысячи белорусов со всех концов бывшего СССР. Пришлось принять должность помощника мобилизационной группы в военном комиссариате Толочинского района. Ничего — взял в охапку семью, приехал, освоился в коллективе, изучил обязанности и честно служил. В 2002 году был уволен в запас.

— На государственных праздниках часто вижу вас в авиационной форме. Дань традиции?

— Дань глубокого уважения. До сих пор авиация рождает у меня самые светлые чувства. Услышу гул самолёта в небе — и… Впрочем, подобную ностальгию, уверен, испытывают все ветераны, имевшие честь носить на плечах голубые погоны.

Беседовал Михаил ПАВЛОВ.
Фото из личного архива В. Н. Побяржина.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене