Путь «из варяг в греки» и волоки X-XI вв. в Толочинском районе

22 августа 2020 23:54

Недавно на личном приёме у помощника Президента Республики Беларусь в Толочине я поставил вопрос о целесообразности обозначения памятными знаками отдельных участков местности, где проходил сухопутный волок на великом торговом пути «из варяг в греки» по территории Толочинского и других районов. Собеседник поддержал меня, отметив социальную значимость моего предложения, но практических шагов по его реализации никто на местном уровне до сих пор не сделал: места такие по-прежнему не обозначены, хотя они легко опознаются на местности по материалам прекрасной книги «Друцк». К слову, топоним Переволочня на территории района говорит сам за себя…

И самое главное — от схемы сухопутного волока, установленного в Друцке, пользы мало. Этот объект (городище) сам по себе интересен туристам, а вот у бывшего волока близ Мартюхово, к примеру, турист пока не имеет возможности остановиться и сделать снимок. Аналогичная картина и возле Козигорки.

Николай Петрушенко,
г. п. Коханово.

Научный комментарий к вопросу

Реки, протекавшие по лесным и болотистым массивам территории Беларуси, во второй половине I тысячелетия н.э. широко использовались местным и пришлым населением в качестве коммуникационных артерий.

Для создания единого водного пути выбирались места, где судоходные реки близко (не более нескольких километров) подходили друг к другу и между ними устраивались волоки – участки для перетаскивания судов по суше. На этих участках работали волочане – жители расположенных рядом с волоком поселений. Обслуживание волока было основным видом их деятельности. Судя по тому, что расположенные вблизи древних волоков могильники жителей этих поселений, принадлежали людям состоятельным, волочане имели хороший заработок в виде части товара, который переправлялся по волокам.

Возможность соединять посредством удобных волоков разные речные бассейны определяла их значимость в системе торгово-экономических связей и военных путей. Верховья правого притока Днепра – р. Друть, сближаясь с левобережными притоками Западной Двины (р.Усвейка, р.Оболянка) и правобережным притоком Днепра (р. Адров), образовывали важный военно-торговый коммуникационный узел, с помощью волоков активно действующий накануне и в процессе формирования государственных образований Киевская Русь и Полоцкая земля (карта).

Отрезок водного пути, который соединял реки Западная Двина–Улла–Усвейка–Малиновка–Друть–Днепр, впервые упомянут в поздней Иоакимовской летописи при описании сражения (в трех днях пути от Смоленска) между войском новгородского князя Владимира (впоследствии киевского князя Владимира Святославича), двигавшегося на Киев после взятия Полоцка около 970 г., и войском воевод киевского князя Ярополка. На полоцком направлении зафиксированы денежно-вещевой клад у д. Поречье на р. Малиновка, денежный клад у д. Прусеничи в верховьях р. Усвейка. Два денежно-вещевых клада выявлены у д. Стражевичи на р. Лукомка (приток Усвейки).

Отрезок пути «из варяг в греки», проходивший по р. Улла и р. Друть, между Западной Двиной и Днепром, начал формироваться еще в VIII – IX вв. На это указывает открытие в 2015 г. белорусскими археологами торгово-ремесленного поселения у д. Кордон Шумилинского района (карта) на правом берегу р. Западной Двины, где проживало полиэтничное население (славяне, балты, финно-угры, скандинавы), широко торговавшее со странами востока. Раскопками у д. Кордон выявлено большое количество метрологического (гирьки, весы) материала, вещевого импорта, монетного серебра. Свидетельством успешного местного бронзолитейного и ювелирного дела являются заготовки вещей, слитки цветных металлов, инвентарь литейщика. Связь южных земель с северным регионом осуществлялась по правому притоку Западной Двины – р. Оболь и далее по левым притокам р. Ловать к ее среднему течению. Это подтверждается выявлением в 2016 г. на водоразделе Ловати и Великой российскими археологами поселения возле д. Горожане у р. Смердель (приток р. Локни, впадающей в Ловать), аналогичного поселению Кордон.

Левый приток Друти – р. Кривая, соединенная через волок с верховьями реки Оболянки (притока Лучесы), выводил к Западной Двине у Витебска. В 947 г. киевская княгиня Ольга совершила поход на север «медвежьими тропами» с р. Днепр по рекам Оршице, Лучесе, Лужеснянке и волокам между ними к р. Ловать, протекающей через Псковщину и Новгородчину. На пути следования княгиня основала ряд погостов – пунктов сбора дани в пользу Киева, в том числе Витебск и Усвят. В 1021 г. эти пункты по соглашению между киевским князем Ярославом Мудрым и полоцким князем Брячиславом перешли к Полоцкой земле, тем самым открыв ей выход на второй отрезок магистрального водного пути «из варяг в греки». Витебский отрезок этого пути стал использоваться с рубежа IX – Х вв. К витебскому направлению, связанному с водными путями Толочинского района относятся клад, найденный в Сенненском районе, а также денарии и саманидские дирхемы из курганов у д. Багриново. Кроме кладов и отдельных монет X-XI вв. в зоне курганов на волоках выявлены предметы, связанные с торговыми операциями. Набор, состоящий из чашечек весов и шести гирек-разновесов обнаружен в могильнике у д. Дроздово, две чашечки весов, четыре гирьки-разновеса и товарная пломба найдены при раскопках Друцка.

Друцк относится к числу первых христианских центров на территории Беларуси. Исследованиями установлено, что на его детинце находился храм и, судя по вкладной записи Друцкого Евангелия первой половины XIV в., церковь во имя Святой Богородицы впервые построили «въ граде во Дрютьсце» в 1001 г. На церковь, как и на другие храмы Святой Богородцы киевским князем Владимиром Святославовичем в 995 г. была назначена выплата из государственной казны десятой части доходов. Ее собирали с окрестных богатых поселений. Упоминание о Друцке под 1078 г. содержится в “Поучении” Владимира Мономаха, который сжег его во время похода в Полоцкую землю. Следовательно, к этому времени Друцкая волость уже была под властью Полоцка.

Археологические памятники из окрестностей Друцка, а также наличие культурного слоя, относящегося к VIII – X вв. на территории его Окольного города, позволяют утверждать, что Друцк был центром густо заселенной зоны еще до того, как стал городом. Волок между реками Кривая (приток Друти) и Соколянка (приток Адрова) открывал путь в Днепр через Оршанскую волость. Видимо, это был и кратчайший водный путь из Друцкой волости в Смоленскую. В окрестностях Друцка и на друцких волоках в курганных могильниках встречаются захоронения конца X–первой половины XI вв. с западнославянскими (д. Арава, Друцк) и южнорусскими традициями, кривичей и словен с украшениями северной традиции, а также выходцев из стран Балтии (латгалы у д. Латыговка, Новинка), вывезенных в качестве пленников-рабов в Полоцкую землю при расширении ее границ в западном направлении.

По течению реки Кривой (левый приток Друти), соединявшейся волоками с р. Соколянкой (Оршанско – Смоленское направление) и р. Оболянкой (Витебское направление), изучались курганные могильники Багриново, Волковичи, Замошье. На р. Усвейка и р. Малиновка (Полоцкое направление) в зоне волоков исследованы могильники у д. Взносное и Скавышки. Погребальный инвентарь курганов отражает не только этническую неоднородность многих погребенных, но и достаточно высокий их социальный статус. На волоковых участках сосредотачивалось население, обслуживавшее переправу товара и представители дружинного сословия, контролирующие этот процесс.

Характерной славянской особенностью является наличие ведер в погребениях у д. Багриново, Волковичи. В этих же могильниках есть украшения (браслеты со звериными головками, гривны), захоронения с конем, каменные вымостки, указывающие на связь погребенных в них людей с балтскими землями. В курганах на волоках встречены оружие, накладки на пояса воинов, фибулы, перстни и другие украшения дружинников.

Все перечисленное свидетельствует о значительном уровне развития региона в экономическом, военно-политическом и культурном отношении благодаря прочным связям с соседними и более удаленными землями в период, предшествующий и соответствующий процессу формирования государственности на восточнославянской территории, и, в первую очередь, в зоне сложившихся действующих коммуникаций пути «из варяг в греки».

Водные пути и волоки, соединявшие судоходные реки – важная часть нашей истории, которую следует представлять в музейных экспозициях. Установление же специальных знаков на бывших волоковых участках в связи с изменением ландшафтных условий (их слабой выраженностью и непроходимостью в настоящее время) не представляется целесообразным. Более важно сберегать те археологические памятники, которые располагались вблизи волоков и могут еще много рассказать о времени их функционирования.

Ольга ЛЕВКО,
заведующая центром археологии и древней истории Беларуси Института истории
НАН Беларуси, доктор исторических наук, профессор.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене