4 октября — День учителя Беларуси. Знания как путеводный компас в нашей жизни

3 октября 2020 23:17

Завтра учительская семья нашей страны отметит свой профессиональный праздник. В её рядах свой труд, призвание, профессиональную одержимость по обучению и воспитанию молодого поколения отдают и просвещенцы Толочинского района.

Об их творческих устремлениях и исканиях, работе сферы образования района рассказал начальник отдела по образованию райисполкома Анатолий Анатольевич Белогуров.

— Анатолий Анатольевич, если кратко, что представляет собой сегодня сеть учреждений данной сферы?

— У нас функционируют 6 средних, 5 базовых школ, 12 учреждений дошкольного образования, Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, районный Центр детей и молодёжи и Толочинский социально-педагогический центр.

— Каким кадровым составом осуществляется решение задач, стоящих перед школой?

— Непосредственно в образовательном процессе занято 339 работников. 290 из них, или 85,5 процента, имеют высшее образование, 46, или 13,6 процента, — среднее специальное, среднее — 3. У 172 педагогов высшая и первая квалификационная категории, у 21 — вторая. За этими показателями стоят не только образование и опыт, но и широкий кругозор учителя, интеллект, различные деловые качества, универсальные педагогические способности. Такие люди без остатка посвятили себя детям, одной из самых важных для человека и общества профессии. Мы, прямо скажем, не в полной мере порой оцениваем её значимость, по сути, бесценность. Критерием основным была и остаётся в данной оценке благодарность учителю его учеников. Когда по прошествии лет после школы они вспоминают своего педагога — это и есть народное признание его труда, таланта. Не всегда вовремя к человеку приходят звания, награды, а то и вовсе не приходят, а признательность учителю семьи, детей ни с чем не сравнима. Всего же в районе трудятся 550 педагогов. В новом учебном году прибыли к нам 4 молодых специалиста.

— Каким должно быть, на ваш взгляд, образование на данном этапе нашей жизни?

— Прежде всего, в лучшем смысле этого слова, академическим. Человек должен быть образованным, мыслящим, а в итоге — подготовленным к жизни и труду. Требования к человеку в современном мире чрезмерно высокие и продолжают расти. Попросту быть не должно этих фиглей-миглей со стороны учеников: «не хочу», «не могу». Но с данной проблемой мы всерьёз столкнулись, и её решение возможно только через продуманную систему образования. Убедились, что централизованное тестирование здесь не всё решает. За набранными баллами по ЦТ не видим живого человека с его умением говорить, рассуждать. В итоге по таким предметам, как история, «Человек и общество», литература, порождаем Иванов, не помнящих своего родства. А здесь образование уже неразрывно с воспитанием. Педагог работает с детьми, механическая передача знаний здесь неприемлема, и поэтому значение его профессиональных, личностных качеств невозможно переоценить. По достоинству, заслуженно в коллективах и в районе в целом получили признательность и высокую оценку за свой труд как эффективно работающие педагоги Китаёва Р. Б. (Заболотская СШ), Сушкова Т. С., Малашкевич Т. В., Шумякова Н. Н. (СШ №2 г. Толочина), Ермолаева О. А., Хомченко М. А., Поводырёва Т. Е. (СШ №1 г. Толочина), Рак И. А. (СШ №3 г. Толочина), Береснякова Ж. Л., Гиль М. А. (Кохановская СШ), Вырвич Н. И. (Славенская СШ) и другие.

Высоких результатов с умелым использованием как традиционных, так и новых методов и технологий работы на протяжении всей своей педагогической деятельности добиваются учителя начальных классов средней школы №2 г. Толочина Мицкевич Е. А., Бирюкова Н. В., Белогурова Н. Н, Богданова И. Г., Мясникова О. В. (по развитию навыков скоро-чтения у младших школьников), Лаптинская Т. Е. из Кохановской СШ (по обучению чтению и письму по методике Зайцева А. Н.), Шибеко Е. В. , Абловацкая С. Н., Споткай Е. Ф. из средней школы №1 г. Толочина (игровые технологии).

На углубленное изучение предметов работают профильные классы и группы, открытые в шести школах. 82 процента учащихся 10-х классов и 86 процентов учащихся 11-х классов изучают учебные предметы на повышенном уровне.

— Одна из новаций последнего времени — усиление трудового обучения. Какие изменения на этом направлении работы?

— Подвижки пошли, получаем хорошие результаты. В летний период ученическими бригадами было освоено более 40 тысяч рублей по ремонту классов и помещений. Дети под руководством учителей занимались их покраской, уборкой в них, собирали и ремонтировали школьную мебель. В трёх школах на уроках труда занимаются пошивом различных изделий (Заболотская СШ и средние школы №1 и №2 г. Толочина). Постельные принадлежности, изготавливаемые заболотскими школьниками, передаются в детские сады, в районный детский приют, Рацевский психоневрологический дом-интернат. За вырученные средства обновляются и приобретаются новые швейные машинки, покупается инструмент (СШ №2 — за изготовление скворечников и синичников по заказу лесхоза). Материально-техническая база трудового обучения нарабатывается как за счёт труда непосредственно самих учащихся, так и за счёт бюджетных средств. Своё место в решении этой задачи должна найти каждая школа, а поле деятельности здесь широкое. У кого-то хорошо получается с выращиванием овощной продукции, продукцией сада, у других — со столярными и другими изделиями, благоустройством территории. Иметь своё «лицо», как мы говорим, здесь очень важно. Индивидуальные особенности каждого из учеников тоже должны быть учтены. Учителю надо только направить увлечение тем или иным трудом ребёнка в правильное русло.

Немаловажно, чтобы и в наших семьях на трудовые, профессиональные предпочтения детей тоже обратили внимание. Не надо стричь всех под одну гребёнку, ставить цель получить высшее образование. У каждого человека есть тот неповторимый дар, который принесёт ему успех в жизни, если он найдёт именно свой труд. К слову, с учётом специфики нашего сельского района в шести учреждениях образования открыты профильные классы аграрной направленности.

— Несомненно, что у нас немало любознательных, одарённых детей, но мы практически не видим наших школьников участниками предметных олимпиад на уровне республики, скромно выглядим с призёрами и победителями олимпиад на областном этапе…

— У нас есть ученики, которые по ЦТ набирают сто баллов. Выпускница СШ №2 Даната Блудень так сдала тест по русскому языку. Её одноклассница Мария Авсюк набрала 98 баллов по английскому, была третьей в области на олимпиаде по этому предмету. В настоящее время обе занимаются в лингвистическом университете. В достижении подобного результата, конечно же, вклад прежде всего учителя. Но со счетов не снимается и вклад семьи. К примеру, Мария Авсюк. Языком с детства с Марией занималась мама и наряду с учителем сопровождала её своим вниманием. Такого рода звёздочки не остаются вне поля зрения школы, конкретного учителя, а также и нашего отдела по образованию. Это наш прямой долг, над чем мы с конкретными подходами и к способному ученику, и к талантливому учителю выстраиваем сейчас свою работу.

— Анатолий Анатольевич, Вы 32 года трудитесь в системе образования. Окончили столичное высшее учебное заведение, получили специальность учителя истории и иностранного языка, окончили магистратуру при Национальном институте образования по специализации «экономика». Кто вам помог определиться с выбором профессии?

— Ещё с начальных классов прочитывал небольшие книжки с интересными фактами из прошлого, различных эпох, жизни людей. А в пятом классе увлекла как предмет история. Чем-то сказочным, необычным она мне западала в душу. Когда был в десятом классе, в нашу школу в Глуске, что в Могилёвской области, пришла выпускница Белгосуниверситета. Её знания поражали глубиной и свежестью содержания преподносимых событий, фактов, мастерством изложения материала. Вот тогда и остановился окончательно на своём выборе — пойду в педагогический, на истфак. Прислушался и к рекомендации учителя. Она посоветовала получать образование не в БГУ, который оканчивала сама и где был недостаточен, по её оценке, методический уровень подготовки, а пойти в педагогический институт имени Горького (сейчас Белорусский педагогический университет имени Максима Танка), где одновременно велась подготовка по иностранным языкам. Конкурс на одно место, конечно же, зашкаливал. И с первой попытки, когда судьбу решил недобор полбалла, не прошёл.

Отслужил два года срочную службу в частях связи, пошёл на подготовительное отделение и стал студентом. За это благодарен школе и молодой учительнице истории, мудрый совет которой во многом определил мою дальнейшую судьбу.

— Что пожелаете своим коллегам-ветеранам педагогического труда и тем, кто сегодня продолжает их благодарный труд?

— Конечно же, всего того, что приносит успех в жизни, — и им, и их воспитанникам. А приносит его удовлетворение своим трудом, доброе здоровье, личное, семейное благополучие. И всегда гордиться избранной профессией. Только благодаря истинному призванию в ней мы обретаем настоящее человеческое счастье и делаем счастливыми других. И что может быть выше и ценнее этого?!

Виктор БИРЮКОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене