Духовная составляющая нашей жизни не менее важна, чем материальная
Толочинский район включился в обсуждение проблем и перспектив социально-экономического, политического и культурного развития страны, проходящее по всей республике в форме так называемых диалоговых площадок — встреч представителей органов власти с общественностью. В связи с эпидемиологической обстановкой подобные встречи в нашем районе решено проводить по отраслевому принципу — с представителями различных профессиональных сфер.
В прошедшую пятницу диалоговая площадка была организована на базе районной библиотеки. Собравшиеся здесь руководители и специалисты отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи райисполкома, централизованной библиотечной системы, детских школ искусств Толочина и Коханово, районного музея, районной структуры отраслевого профсоюза обменялись мнениями, высказали пожелания и внесли предложения по вопросам функционирования учреждений культуры и духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений.
— С начала становления Республики Беларусь прошла четверть века, и некоторые нормативно-правовые акты, принимавшиеся в то время, на сегодняшний день в чём-то устарели, — объяснила в начале встречи начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи райисполкома Елена Валевич. — Посредством диалоговой площадки мы можем выработать своё видение путей их совершенствования и внести соответствующие предложения в органы власти, в том числе в Палату представителей Национального собрания, которая занимается подготовительной работой по изменению Конституции, и в оргкомитет по проведению шестого Всебелорусского народного собрания. Также в настоящее время ведётся работа по подготовке изменений в Кодекс Республики Беларусь о культуре, и мы тоже можем сделать свой вклад в разработку новой редакции этого нормативно-правового акта. Все ваши предложения будут зафиксированы и направлены, в зависимости от темы, в соответствующие ведомства.
Участники диалоговой площадки высказали как свои узкоспециальные предложения организационного характера (по системе оплаты труда работников учреждений культуры, финансированию и внебюджетной деятельности, взаимодействию с учреждениями образования и др.), так и касающиеся жизнедеятельности общества в целом.
Все оказались единодушны в том, что пристального внимания требует работа по патриотическому воспитанию молодёжи, по формированию у подрастающего поколения трудолюбия, уважения к старшим, бережного отношения к духовному наследию своего народа. Многие современные дети и даже взрослые очень поверхностно знают историю родной страны, в повседневной жизни проявляют склонность к потребительству и иждивенчеству, а просветительскую и воспитательную деятельность учреждений образования, культуры, общественных организаций (походы в музеи, патриотические акции и др.) воспринимают в значительной степени с меркантильной точки зрения: платно это или бесплатно, какую личную выгоду можно из этого извлечь и т. п. С целью исправления такого положения вещей где-то необходимо искать новые подходы, а где-то целесообразно просто более активно применять имеющийся опыт, недооценённые или забытые наработки прошлых лет.
Критической оценке подверглось соотношение количества часов на различные дисциплины в школьной программе, а именно — недостаток предметов эстетической направленности. По словам одного из участников площадки, в развитой и высокотехнологичной Японии большое внимание уделяется изучению основ искусств, у нас же давно упразднены уроки по мировой художественной культуре, а уроки музыки проходят только в младших классах.
Серьёзную озабоченность вызывает угроза разрушения наших традиционных семейных ценностей. Обществу навязываются процветающие на Западе извращённые представления о взаимоотношении полов, в связи с чем в ходе встречи было высказано пожелание о закреплении в законодательстве понятия семьи как союза мужчины и женщины.
Работники сферы культуры убеждены: построить процветающее общество невозможно без гармоничного, всестороннего развития личности, и важными направлениями её развития являются эстетическое и духовно-нравственное.
Владимир МИХАЙЛОВ.