Две войны за спиной…

3 июля 2021 16:04

Случаются в жизни подобные неожиданности. На сайт «Партизаны Беларуси» выложен наградной лист на Валентина Забодалова. Оказывается, разведчик партизанской бригады «Чекист», чьё имя носит одна из улиц городского посёлка Коханово, в 1943 году, до своей гибели, представлялся командованием к награждению орденом Красной Звезды. Факт примечательный, проясняющий многие обстоятельства его боевой биографии.

Разбирали их вместе с полковником в отставке Николаем Семёновичем Петрушенко и директором унитарного предприятия «Катпромстрой» Александром Кузьмичом Куратником.

Стандартный ответ: «пропал без вести…»

Н. Петрушенко:

— Очевидно, в годы войны документ «застрял» где-то в недрах наградного отдела Министерства обороны страны. Подобных бумаг тогда приходило достаточно много. Отдали должное разведчику только после войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.12. 1948 года он награждён орденом Отечественной войны ІІ степени (посмертно).

М. Королёв:

— Между тем родные и близкие партизана долгие годы ничего и не знали о его военной судьбе. На все запросы в архив поступал стандартный ответ — «пропал без вести…». Невольно возникает вопрос. Как же так? В наградном листе указан его точный домашний адрес. Следовательно, извещение о награждении должно было найти адресата.

А. Куратник:

— Дело в том, что эту улицу после войны переименовали. Об этом мне рассказали родственники Забодалова. А местная почта напрягаться не стала, очевидно, вернув извещение в Министерство обороны страны со стандартной пометкой: «Адресат выбыл в неизвестном направлении…».

А родители ждали весточку! Книги сына хранили, одежду, коллекцию бабочек, личные вещи… Не дождались. Зато письмо его боевого товарища Анатолия Романовича Мачаховского касательно героической гибели партизана, опубликованное в Вологде в 1995 году в местной газете, прочла его родная сестра. И, в полном смысле этого слова, поднялась на ноги, оправившись от тяжёлой болезни. А её дети, внуки, племянники побывали в нашем посёлке, где приняли участие в праздновании Дня Победы. А на месте гибели Валентина посадили деревца, привезённые с родины. А теперь вот для них новая радость. Отыскалась его боевая награда.

М. Королёв:

— И достаточно подробная информация о нём как о солдате и человеке. Обратите внимание, в представлении едва места хватило, чтобы описать его боевые заслуги — 13 боевых эпизодов убористым почерком!

К слову, какие из них на вас лично произвели впечатление?

Символический интернационал

Н. Петрушенко:

— Уничтожение французского гарнизона в деревне Ореховка в Круглянском районе. Как очередное подтверждение, что вместе с Германией и другие страны Европы сражались с нами в годы войны. К слову, французский добровольческий легион был жестоко побит в 1941 году под Москвой. Но урок впрок не пошёл. Пополнив свои ряды, он принялся наводить новый порядок на оккупированных территориях Украины и Беларуси.

А. Куратник:

— А чем закончил?

Н. Петрушенко:

— В апреле 1945 года французская гренадёрская дивизия СС «Шарлемань» защищала Берлин. По воспоминаниям немцев, дралась до последнего. Всего лишь несколько солдат оказались в плену. На родине после суда их казнили. Рядом с ними защищали рейхсканцелярию Гитлера эстонские, литовские, латышские, испанские, венгерские, датские, норвежские части СС. Не правда ли, символический интернационал, сплочённый вековой неприязнью к нашей стране. К слову, что вчера, что сегодня. В общем, сколько волка ни корми…

М. Королёв:

— В представлении отмечены заслуги Валентина Забодалова в борьбе и с другими пособниками оккупантов. В 1943 году он участвовал в разгроме отряда казаков в районе деревни Бовсевичи в Круглянском районе. А станичники как у нас появились?

Н. Петрушенко:

— Часть кубанских, терских, донских станичников по призыву царских генералов времён Гражданской войны Краснова, Шкуро добровольно влились в ряды вермахта. Использовали их немцы как на фронте, так и против партизанских соединений. Конница в наших лесах и болотах в ряде случаев оказалась просто незаменимой. Вот и разместили её гарнизонами в наших краях.

А. Куратник:

— Много их было?

Н. Петрушенко:

— По разным источникам, тысяч 30 — 35 сражались на стороне Гитлера. Подчеркну, по сравнению с 20-ю казачьими корпусами в составе фронтов Красной Армии это мизер.

Кто хочет, тот будет сражаться

М. Королёв:

— Я бы обратил внимание ещё на одно обстоятельство. В представлении на награду отмечено, что Забодалов в партизанской бригаде с 29 мая 1942 года. А до этого он сражался в регулярных частях Красной Армии в районах Житомира, Шепетовки, Киева, Бердичева, Ростова. Вам о чём-то говорит этот примечательный список?

А. Куратник:

— Прежде всего, что в партизанском отряде оказался опытный, умелый боец, прошедший огонь, воду и медные трубы. Не случайно же он стал одним из лучших разведчиков соединения.

Н. Петрушенко:

— Очевидно, огромный боевой опыт он получил, сражаясь в составе Юго-Западного или Южного фронта на Украине. Последним в этом перечне обозначен Ростов. Примечательный факт! Дело в том, что наши войска в ноябре-декабре 1941 года разгромили под этим городом танковую группировку генерала Клейста, оказав огромную помощь войскам Красной Армии, оборонявшим Москву. Следовательно, Валентин Забодалов участвовал в этом сражении.

М. Королёв:

— А дальше? Как он оказался в наших краях?

Н. Петрушенко:

— Предположу, что оказался в плену в ходе кровопролитного сражения под Харьковом в мае 1942 года. И, очевидно, вырвался из него буквально через несколько дней. Для закалённого, не успевшего потерять силы бойца это оказалось, очевидно, не самой трудной задачей.

А. Куратник:

— Вполне убедительно. Ни приказами, ни лагерями, ни расстрелами не заставишь человека сражаться. Только он сам может сказать себе: сделаю всё, чтобы драться с врагом. Один, за линией фронта, в незнакомой местности Валентин нашёл такую возможность. Просто невероятно! У парня две войны за спиной. На фронте в рядах Красной Армии и в лесах Беларуси в составе партизанской бригады.

«С кого-то ведь должны брать пример нынешние поколения…»

Н. Петрушенко:

— Непреклонную силу духа проявил он и в марте 1944 года, когда с перебитыми ногами оказался в плену. У нас в посёлке по этому поводу можно услышать разные мнения. Вплоть до того, что его не пытали с садистской жестокостью.

М. Королёв:

— Ну, да! Подлечили, потом вежливо, в соответствии с Женевской конвенцией, попросили рассказать о местоположении баз партизанских отрядов бригады. Может, при этом ещё и чаем поили…

Н. Петрушенко:

— Немцы были готовы на всё, чтобы заставить его говорить. Потому как к весне 1944 года наши края для них стали прифронтовой полосой. Вермахт лихорадочно готовил по Днепру новые полосы обороны, подтягивал резервы, завозил материально-технические средства. И, что очень важно для понимания ситуации, пытался обезопасить свой тыл. Сведения о партизанах оккупантам были нужны позарез.

А. Куратник:

— Но на дыбе, со сломанными рёбрами, выколотыми глазами Валентин молчал. Непреклонное мужество партизана вывело карателей из себя. На глазах медработников они четвертовали его.

М. Королёв:

— Анатолий Романович Мачаховский лично говорил мне в конце 90-х годов, что Валентин тогда спас от разгрома бригаду. А скептики сегодня — мол, преувеличивал ветеран. Что мог знать о действиях бригады в 1600 активных штыков, разбросанных по обширной территории, обыкновенный разведчик.

Н. Петрушенко:

— Во-первых, не обыкновенный. Красноречивое подтверждение тому — его боевые заслуги. Во-вторых… Вот вам другой пример. 24 июня 1944 года с началом освободительной операции «Багратион» в Оршанском районе немцы, взяв в плен раненого красноармейца Юрия Смирнова, подвергли его чудовищным пыткам. Вот что показал по этому поводу бывший командир 78-й штурмовой дивизии вермахта генерал Траут советским следователям после собственного пленения.

Вопрос: Что вы узнали из допроса.

Ответ: Ничего. Русский солдат ничего не сказал. Мы возлагали на допрос большие надежды. Если бы узнали, куда идут танки и сколько их, мы бы организовали отпор, мы бы спасли важную стратегическую магистраль Орша — Минск и кто знает, как бы повернулась Оршанская операция…

Вопрос: Что стало с Юрием Смирновым.

Ответ: Во время допроса он умер.

Вопрос: Какими методами пользовались вы при допросе?

Ответ: Я отказываюсь отвечать на этот вопрос…

Обратите внимание на ключевые слова генерала. Заговори наш солдат, немцы спасли бы тогда важную стратегическую магистраль. А что касается методов… Он был распят в блиндаже. Голову, руки, ноги его изуверы прибили гвоздями и железнодорожными костылями к стене, тело изорвали штыками…

А теперь прямой вопрос скептикам. Сколько жизней спасли своим жертвенным поведением Валентин Забодалов и Юрий Смирнов?

А. Куратник:

— За этот подвиг Юрию Смирнову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Его имя узнал весь Советский Союз.

Н. Петрушенко:

— Там всё было сделано по горячим следам. А о Забодалове стало известно только в 70-х годах. Впрочем, на местном уровне мы чтим его память. В посёлке его именем названа улица, на месте гибели стоит памятный знак, учреждена премия его имени, вручаемая лучшим выпускникам местной школы. Но, представляется, подобные подвиги заслуживают почитания и на государственном уровне. С кого-то ведь должны брать пример нынешние поколения!

Подготовил к печати
Михаил КОРОЛЁВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Июль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене