Римма Китаева, директор Заболотской базовой школы: «Хорошо, что все мы разные, а это в любой профессии имеет особую цену»

9 октября 2021 20:21

Осень у Риммы Брониславовны из всех пор года самая любимая. В этом, пожалуй, и нет ничего удивительного. Сегодня у неё день рождения. Ей было дано уже одним только появлением на свет видеть мир в тёплых, пёстрых, ярких красках, включая и мир человеческих качеств, мир души человека. У неё ничего и никогда нет по шаблону, стереотипу. А это уже великий дар — мыслить и выражать свои мысли глубоко и красиво.

Правда, сама она так не считает. И это хорошее качество, скромность, помогает ей оставаться такой, какая она на самом деле, в любой жизненной ситуации. Только услышав ответы собеседницы на блиц-опрос, уже видишь Римму Брониславовну, «прочитываешь» её взгляды и убеждения. К примеру, из таких вот из них: «У меня в сентябре новый год», «У меня на работу звонок», «Моё место рабочее — класс», «Говорю я весь день напролёт», «Не страшны мне ни грохот, ни шум», «У меня 35 недель год, и обед лишь 15 минут», «Я работу свою не отдам», «Я учитель — и этим горжусь…».

Всё из сказанного не вместить. Но оно… практически её биография. Вся она вокруг одного слова — школа. Благодарна учителям своей Шарковщинской средней школы №1, которые увидели в ней, совсем ещё девчонке, свою восприемницу. Быть тебе математиком — это было и оценка ей, и напутствие. С ними не расставалась все годы учёбы в школе, а потом в институте. Будучи студенткой, приехала на Толочинщину вести математику. Получила диплом и снова сюда, в Заболотье, на все тридцать пять лет работы с одной записью в трудовой книжке. Из них тридцать первый год директором школы. Вспоминается, как происходило назначение на должность. Самая младшая в коллективе, но в район вызвали, тактично, уважительно, давая понять, что всё получится, предложили применить свои знания, энергию, продолжить традиции и наработать новые на этом поприще. Потом было собрание в коллективе, и на выборной основе остановились на её кандидатуре. Так в 24 года стала разделять ответственность за каждого из своих коллег, а вместе создавать в школе атмосферу для обычной, нормальной работы учителя и учёбы детворы. Умела, давая возможность высказаться, выслушать каждого педагога, работника школы, ненавязчиво делала и свои предложения, как улучшить эстетику помещений, классов, рекреаций, территории школы. Так шаг за шагом добивались целей, приучали детей учиться и трудиться. И у них многое получилось благодаря совместному учителей и учащихся, родителей поиску. Но в нём неизменно, в специфику педагогической деятельности, оставались индивидуальность каждого и творчество.

Когда Римма Брониславовна говорит, что её всё устраивает в работе в школе, она не лукавит. Профессия учителя была и остаётся единственной, которая ей по нраву, а математика — любимым предметом. За прошедшие годы немало почерпнула и из других из них, увлеклась историей Беларуси, краеведением, но к царице наук всё то же благоговейное отношение. Но всё это, как и различные творческие площадки на базе школы, а в настоящее время это стажёрская площадка «Молодой руководитель», ради одного — их детей. Если идут на новое, эксперимент, заранее сообща видят, что должно это принести школьнику. Вывели одними из первых в районе питание учащихся из системы общепита, существенно его удешевили. Создали свой сад, в котором 208 деревьев, учат трудиться и получают продукцию. На пришкольном участке выращивают овощи для себя и на продажу. Школа стала центром общественной, культурной жизни в своём микрорайоне. С её участием проводятся праздники деревень. Произведена установка поклонного креста на месте стоявшего храма в деревне Журавли.

Когда местным жителям нужна помощь — они идут… Да, идут в школу. Порой даже просто посмотреть, что в ней изменилось за год, в каких классах занимаются их дети и внуки. Что секретом тому, что домой они возвращаются с хорошим, приподнятым настроением. Делятся, что ежедневно происходит на уроках и после уроков. Ведь большинство из них являются непосредственными участниками и успешно зарекомендовавшей себя на деле бизнес-компании, и инновационных проектов, общения с международными благотворительными обществами Нидерландов и Бельгии. Это всё, убеждена Римма Брониславовна, и создаёт у детворы привлекательность школьной жизни. В школе умело вселяют в них уверенность, что им обязательно помогут найти своё место в жизни. Принцип — каждого ребёнка можно научить — здесь работает и приносит свои результаты. Путь к нему они проходят по-разному: одни усваивают знания быстро, другие — медленно, но из стен школы с багажом знаний, умений и навыков выходит каждый. Есть чему и поучиться у современных детей. С лёгкостью они овладевают компьютерной техникой, ориентируются в обширном потоке информации. Вот поэтому без обновления знаний, без обострённого чувства нового в наше время учителю невозможно обойтись.

По привычке уточняю, остались ли в их школе вызовы ученика к директору за проступки.

— Конечно, — не скрывает демократичный руководитель школы. — Приходят, и вместе разбираем ситуацию, чтобы найти причину произошедшего. Нет у нас такого: только учитель прав. Сложнее разобраться в конфликтах у самих детей. Удаётся и это…

Без проблем не обходится. С одной стороны, выпускники неплохо поступают и продолжают учёбу в вузах, ссузах, профтехучилищах, с другой, их становится всё меньше. С нынешнего учебного года школа утратила статус средней, стала базовой.

Как-то в личную праздничную дату в разговоре всё свелось к работе. Даже увлечения Риммы Брониславовны от неё неотделимы — занимается фотографией. В центре работ природа, люди, кадры из школьной и семейной жизни. В любимое краеведение вовлекла уже многих из учеников. Что-то из наработок оказалось важным и нашло своё применение в подготовке республиканского инновационного проекта по изучению этнокультурных технологий и внедрению их в образовательный процесс.

Своей любовью к толочинскому краю Римма Брониславовна Китаева сполна делится уже и со своими внученьками. А дочь Вероника после окончания университета физической культуры работает заведующей отделом краеведения в Центре детей и молодёжи в Толочине. Лучше о своём счастье, как это прочувствованно заметила сама Римма Брониславовна, и не скажешь: «Я очень горжусь тем, что я учитель». А её воспитанники гордятся тем, что у них есть такой Учитель, такой Человек.

Виктор БИРЮКОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)
Римма Китаева, директор Заболотской базовой школы: «Хорошо, что все мы разные, а это в любой профессии имеет особую цену», 10.0 out of 10 based on 1 rating

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен   Ноя »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене