Они умеют строить удобные и долговечные артерии жизни
— Наша отрасль, — говорит начальник ДСУ-63 Николай Ящук, — это, образно говоря, махина, которой под силу строить дороги первой категории. Просто так подобные объекты не даются. Нужны машины, специалисты, большой повседневный труд. Надо буквально этим жить, жить на объекте. А ещё нужны и большие инвестиции. Стоимость километра такой дороги в Беларуси самая низкая по сравнению с соседними странами, но и она составляет немало — в среднем 2-3 млн долларов.
Приходят по мере эксплуатации в негодность и существующие автомагистрали. К примеру, частичный ремонт автострады М1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации, проходящей через территорию Толочинского района, производился 13 лет назад. Срок этот немалый, подоспела замена не только верхнего, но и нижнего слоя. Это в планах работы нашей организации на ближайшее будущее.
Николай Григорьевич в сфере дорожного строительства 30 лет, из них в ДСУ-63 — 22 года. Многое пришлось пережить, решая различные проблемы, и уверен, что Беларусь, несмотря на ряд сложностей с финансированием, будет строить и дальше, станет страной с одними из лучших дорог в Европе.
— Да, и у нас в организации, — замечает он, — есть текучка, одни уходят, другие приходят. Но на то мы, руководители, поставлены, чтобы уметь работать с каждым: заинтересовать, увлечь, научить, дать почувствовать молодёжи, что они нам необходимы, и они обязательно найдут своё место и признание в коллективе. Конечно, где-то надо пройти им период привыкания, ученичества, и они обязательно обретут уверенность и своё отработают. Это моё непреложное правило: людей надо учить. Мы тоже это проходили, постепенно становились специалистами без упрёка в наш адрес со стороны опытных старших товарищей, своих коллег…
Работы же, и это сегодня важно, хватает на всех. Объектов достаточно как у себя в регионе, стране, так и за рубежом, в соседних странах. Наличие объектов даёт наработку средств, поступательное развитие. А это в том числе и заработная плата, которая неплохая, а к ней имеется жильё. Вот и сейчас есть две свободные квартиры в своём общежитии.
Помимо профессионального праздника ДСУ-63 и в ожидании официального торжественного открытия дороги Минск — Микашевичи. Окончание всех видов её строительства подходит к завершению. Проходило в два этапа. Старт на первом этапе был взят в июле 2020-го, на участке в населённых пунктах Квасыничи и Новобеличи. В августе 2021-го началась реконструкция дороги на участке в Слуцком и Солигорском районах. Планируется её продолжение до Старобина. Она из двух- полосной становится четырёхполосной с вхождением в состав сети международных дорог СНГ. Работы финансируются за счёт кредитных средств Банка развития. Движение по обеим сторонам уже пошло в тестовом режиме.
На её реконструкции был задействован весь СМТ №8, в который входит и ДСУ-63. Чтобы дорога отвечала всем параметрам по безопасности, отметил Николай Ящук, в июле, после корректировок в проекте, было начато строительство двух пешеходных подземных переходов, привязанных к крупным населённым пунктам.
Ещё одним объектом стало для ДСУ-63 строительство дороги Мироновка — Масловка в Украине, в Киевской области. Участок протяжённостью семь километров, которым занимались толочинские дорожники, готов под сдачу. Вахтовики из Толочина переходят на новый объект дороги Ульяновка — Николаев по одесской автотрассе. В Украине трудятся три года, и принимающая сторона довольна их уровнем работы, точностью в исполнении договорных обязательств. Жильё для временного проживания предоставляет заказчик.
Для ведения работ на новом участке объекта направлен ещё один асфальтоукладчик, чтобы максимально приблизиться к выполнению доведённого задания и в конце ноября закончить сезон, а весной вернуться к строительству дороги.
Кто желает строить в Беларуси, всем находится занятие и дома. Достраиваются отдельные участки на автодороге Минск — Гродно, выполняются объёмы на строительстве полигона для твёрдых коммунальных отходов с возведением завода для их сортировки и переработки в Оршанском районе. Из техники задействованы от ДСУ-63 два экскаватора и два бульдозера, каток, пять автомобилей. Подготовлена к сдаче лесохозяйственная дорога на территории Волосовского лесничества.
Толочинское ДСУ-63 входит в число ведущих организаций в стране. Поэтому её возможности, опыт специалистов востребованы в том числе и в других странах. В копилку предприятия привносится тоже немалая часть средств. За прошедший период года имеют 1 млн 300 тыс. руб. чистой прибыли. Довольны в коллективе и другими показателями. Наработанные средства пойдут в том числе на обновление парка дорожных машин и механизмов.
Не стоит проблемы по объектам и объёмам работ и на год предстоящий. Прогноз утешителен, но планы, по словам руководителя, раскрывать рано. И дело здесь совсем не в каких-то приметах. К планам тоже, как показал опыт прошлых лет, надо подходить взвешенно и вдумчиво. А то, что коллективу, где трудится 265 человек, под силу объекты самого высокого уровня сложности, сомневаться не приходится. По их дорогам ездит вся Европа, они достойны называться европейскими.
Виктор БИРЮКОВ.