Правильная речь как условие полноценного развития ребёнка

17 ноября 2021 1:48

В воскресенье свой профессиональный праздник отметили логопеды, занимающиеся с детьми, которые имеют нарушения в произношении звуков, трудности с членораздельной речью и нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Накануне профессионального праздника мы посетили Кохановскую среднюю школу и побеседовали с учителями-дефектологами Аллой Николаевной Подолицкой, Еленой Васильевной Димовой, Инной Адамовной Зайцевой, Мариной Антоновной Гиль.

У истоков логопедической работы в Кохановской средней школе стояла учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Алла Николаевна Подолицкая, выпускница факультета олигофренопедагогики Минского университета имени М. Танка. В конце 80-х годов она приехала в наш район и всю жизнь проработала в учебном заведении.

— В 80-х годах дефектологов в нашем районе было мало, — вспоминает Алла Николаевна. — Начинала свой трудовой путь в детском саду №2 г. п. Коханово. В нём только открылся пункт коррекционно-педагогической помощи для постановки звуков у детей, а в первый набо было зачислено 38 малышей при норме 20. Через несколько лет продолжила свою деятельность в школе.

В своей работе она использует индивидуальный подход, разные методики, нетрадиционные методы, игровые технологии.

— К сожалению, в последние годы резко увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями, — продолжает Алла Николаевна. — Работаю и с детьми с серьёзным нарушением слуха. Прогресс техники, медицины, достижения науки и применение новейших технологий за послед-ние десятилетия позволили разработать новый способ оказания помощи глухим детям — метод многоканальной кохлеарной имплантации. Наиболее важным её этапом является оказание коррекционно-педагогической помощи после операции, которая даёт возможность ребёнку накапливать определённый слуховой словарь, а затем активно пользоваться им в речевой практике. Благодаря современным технологиям и кропотливой работе дефектолога ребёнку дана возможность полноценно чувствовать себя в обществе и успешно обучаться в школе.

Кстати, в нашем районе специалист по работе с детьми с кохлеарным имплантом единственный. К ней на консультации приезжают с подобными проблемами из других районов и областей.

По стопам Аллы Подолицкой идёт Елена Васильевна Димова. Она пришла в профессию после окончания университета имени П. М. Машерова по специальности «олигофренопедагогика», на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров прошла обучение по специальности «логопедия».

— В этом году в пункт коррекционно-педагогической помощи зачислено 30 учащихся с 1 по 4 класс, — рассказывает Елена Васильевна.— Среди них есть дети с нарушением звукопроизношения, письменной речи, разным уровнем речевого развития, с трудностями в обучении.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач логопеда. Правильная и хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Поэтому развитию правильной речи в младшем школьном возрасте уделяю большое внимание. Младшие школьники в большинстве своём не осознают свой дефект речи. Некоторые даже не отличают на слух правильное произношение от неправильного, поэтому ребёнок не стремится от него избавиться. Работая учителем-дефектологом, занимаюсь постановкой и автоматизацией звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно. Ребёнку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определённым звуком. Это трудно, неинтересно, так как многократные повторения одного и того же утомляют, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребёнка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В отдельных случаях тяжело даётся постановка звука, и каждый, даже самый незначительный шаг вперёд стоит больших усилий. Для того, чтобы заинтересовать школьника так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи, занятия проходят в форме интересной игры с различными предметами, словами, движениями, разыгрыванием сюжетов и ролей, используется песочная терапия, шнуровки, конструкторы… Часто игровые пособия приходится создавать своими руками.

— Нередко родители считают, что логопед работает только с детьми, которые не произносят или произносят неправильно отдельные звуки, — продолжает заместитель директора по учебной работе Марина Гиль. — Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия. Главной целью коррекционной работы является развитие речи ребёнка в целом.

В нашей школе организовано интегрированное обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Также на дому обучаются ребята, которые по медицинским показаниям не могут посещать учреждения образования.

С поставленными задачами учителя-дефектологи Кохановской СШ успешно справляются. Они возвращают детям богатство общения, дают возможность успешной учёбы и полноценной жизни.

Юлия КАПРАНОВА.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене