Утраченные шансы изменить историю

6 января 2022 10:41

С годами всё больше убеждаешься, как мало человеку предоставлено шансов полностью реализовать свой потенциал по ряду независящих от них причин, от поступков и решений других людей, да и своих собственных, которые в корне изменяют жизнь. И повернуть её никак невозможно. Со временем многое забывается, и в памяти потомков остаются большей частью значительные вехи в истории страны, судьбы, вернее, отрывки из них, тех, кто жил и творил, известны узкому кругу людей. Сколько неизвестного хранится в документах прошедших эпох!

Так уж получилось, что в начале бурного и стремительного ХХ столетия судьба свела в Могилёве двух незаурядных людей, связанных с толочинской землёй, — князя Владимира Андреевича Друцкого-Соколинского и дворянина Фёдора Яковлевича Хоментовского, о котором уже писала наша газета.

Правда, первого из них с родиной предков связывала разве что знаменитая фамилия. Сам он выходец из Орловской губернии. В 1901 году блестяще окончил Императорское училище правоведения, после чего краткое время служил в Министерстве внутренних дел. В 1905 году, в разгар революционных волнений, ему довелось править канцелярией Петроковского губернатора, где он столкнулся с антирусским духом польского населения и революционными явлениями в промышленно развитых городах Лодзь, Ченстохов и других. Не раз обстоятельства складывались так, что его здоровью и жизни грозила опасность.

Через два года Владимира Андреевича переводят в Кострому в качестве советника губернского правления. При подготовке празднеств в честь 300-летия царствующего дома Романовых его административные способности проявились в полную силу и были замечены в верхах. В 1913 году, за несколько дней до торжеств, князя Друцкого-Соколинского назначают вице-губернатором Могилёвской губернии.

Амбициозный, преданный своему делу, он всегда жертвовал своими интересами ради общих. При этом он характеризовался как тактичный человек, но умевший при случае быть жёстким. Владимир Андреевич думал, что наконец-то он вступил на поприще независимой деятельности. Однако на деле столкнулся с умудрённым житейским опытом губернатором Александром Ивановичем Пильцем. Он старался не выносить «сор из избы», шёл на уступки ради урегулирования конфликтных ситуаций. А это не находило поддержки у прямолинейного Друцкого-Соколинского, который писал в в своих мемуарах, что любые предложения по изменению стиля и методов руководства губернией губернатором встречали деликатный и доброжелательный отпор, сопровождаемый добродушной отеческой улыбкой Пильца и предложением пообедать. О Пильце история оставила противоречивые высказывания. Одни отмечали его трудолюбие и доступность людям, способность вникать во все мелкие вопросы местной жизни. Другие называли его полным ничтожеством с льстивой улыбкой и воплощением бюрократической чехарды. Видно, такова уж участь руководителей любого ранга во все времена. Нико-лай II высоко отмечал его деятельность и дал аудиенцию при отъезде в столицу на должность товарища министра внутренних дел.

Второй по значимости в губернской иерархии фигурой был предводитель губернского дворянства статский советник Фёдор Яковлевич Хоментовский. Крупный землевладелец из знаменитого шляхетского рода, представители которого добились генеральских чинов и оставили значимый след в истории России, Фёдор Яковлевич был наиболее опытным и знающим в делах губернии — на посту предводителя дворянства значился с 1902 года. Возглавлял множество комитетов, обществ, попечительских советов, был почётным мировым судьёй Могилёвского и Оршанского уездов. Кавалер орденов св. Анны III степени и св. Станислава II степени, награждён двумя медалями. Ему как снег на голову свалилось предложение министра внутренних дел России Н. А. Маклакова в 1913 году подать прошение губернатору об отставке. Фёдор Яковлевич мотивировку отставки — обвинение в полонофильстве — воспринял как оскорбление и отказался. Православный по вероисповеданию, преданный Отечеству, он не входил даже в легально действовавшее в Могилёве Польское общество. Он рассчитывал на поддержку могилёвского земства, земство его поддержало. Но тут крутой нрав показал князь В. А. Друцкий-Соколинский и «усмирил» земство. Как видим, землячество в данном случае не сработало, Хоментовский в 1914 году был уволен с поста.

В том памятном 1914 году название «Могилёв» было известно по всей Европе. Туда с начала Первой мировой войны переехала ставка Верховного Главнокомандующего из Барановичей, и город стал «военной столицей». Губернскому руководству пришлось работать в нелёгких условиях — почти все общественные здания были заняты Ставкой, членами царской семьи, придворными… Сам царь с наследником Алексеем проживал в вагоне. В таких условиях таить «сор в избе» не получалось.

Вице-губернатор Друцкий-Соколинский не пасовал перед высокими чинами. Бескомпромиссный, с повышенным чувством долга и служебным, даже излишне, рвением, он не отступал перед трудностями, не оглядывался, как его действия оценят свыше. Так, он за три часа выдворил из Могилёва всех евреев-беженцев. Пользуясь тем, что в его обязанности входила военная цензура всех периодических изданий в губернском центре, запретил на первой странице «Могилёв-ского вестника» помещать статью с речью военного министра, уже увидевшую свет в столичной прессе. Так газета и вышла с белой первой полосой. По свидетельству очевидцев, это вызвало добродушную ухмылку в Ставке со стороны Николая II.

Обладая высоким титулом князя, Владимир Андреевич был лично знаком с царём и высокими чинами, был приглашаем на «высочайшие завтраки». Его характер и способности политика способствовали его назначению в 1916 году с личного позволения Николая II на пост губернатора Минской губернии, где он мог развернуться в полную силу и проявить себя. Ему в то время было всего лишь 36 лет — самый молодой губернатор в России. Однако времени для этого ему было отпущено слишком мало. После государственного переворота его отстранили от должности, не пошёл он на сотрудничество ни с Временным правительством, ни с советской властью. Некоторое время участвовал в гражданской администрации генерала Деникина. Накануне провала «белого движения» в мае 1920 года с семьёй эмигрировал в Италию, где и умер в 1943 году. Сын его и трое внуков проживают в Бельгии.

Вот так на самом взлёте прервалась политическая карьера этого незаурядного человека, посвятившего себя служению Родине, вдали от которой он глубоко страдал. После себя он оставил воспоминания, ценные для историков. Предполагал он и пути развития России, не будь переворота.

Радеющим о судьбах России показал себя и брат Фёдора Яковлевича Хоментовского Александр Яковлевич, который в 1906 году единственный из дворян-землевладельцев Могилёвской губернии был избран в Государственную Думу. После её роспуска в июне 1906 года царём подписал в числе прочих депутатов «выборгское воззвание» к народу, призывавшее народ к гражданскому неповиновению властям — не платить налоги, не ходить на военную службу и т. д. Депутаты Думы добивались издания законов о наделении трудящегося крестьянства землёй из казённых, удельных, кабинетных, монастырских, церковных и принудительного отчуждения частновладельческих земель.

История не дала им права выбора в определении формы развития страны, не позволила применить свои способности и опыт на деле.

Мария ХМЕЛЮК.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене