Гастрономический туризм как перспективное направление развития
Понятие гастрономического туризма включает комплекс мероприятий, направленных на знакомство с историей и культурой региона через особенности её национальной кухни. Использование гастрономии способствует оживлению традиционного туризма, привлечению путешественников в уже знакомые регионы.
История гастрономического туризма в мире официально началась в конце прошлого столетия, но первыми представителями этого направления были исследователи новых земель. Торговцы и мореплаватели дегустировали блюда в далёких странах, а затем привозили неизвестные ранее яства и специи с описанием технологии их приготовления.
Белорусская кухня имеет свои характерные особенности, которые выделяют её среди кулинарных традиций других стран, придают ей колорит и очарование. Она схожа с русской, украинской, литовской и польской, но по-своему уникальна, вкусна и сытна, вследствие чего гастрономический туризм и гастротуры набирают всё большую популярность и в Беларуси. Такие туры дают возможность не только продегустировать различные национальные блюда, узнать рецепты их приготовления, самостоятельно испечь белорусский хлеб или нажарить драников, но и поближе познакомиться с самой страной, её культурой, бытом и традициями. Гастрономические туристы — это те люди, которым наскучили обычные стандартные экскурсии, те, кто желает обогатить свой рацион новыми рецептами и вкусами, гурманы, а также профессиональные повара и дегустаторы.
2022 год, наверняка, станет важным этапом для развития белорусского гастрономического туризма.
В Беларуси гастрономический туризм ещё только зарождается, но вместе с тем является перспективным направлением. В республике принимаются должные меры по созданию условий для его продвижения.
В настоящее время действует Указ Президента Республики Беларусь №345 от 22 сентября 2017 года «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», который предусматривает налоговые льготы и иные преференции для индивидуальных предпринимателей и отдельных категорий юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения на территории сельской местности и малых городских поселений. Уже подготовлен проект документа о внесении изменений в этот указ — на текущем этапе предлагаются аналогичные льготы и преференции для субъектов, продвигающих белорусскую кухню.
В целях оказания содействия развитию гастрономического туризма разработана Дорожная карта по развитию гастрономического туризма в Республике Беларусь, которая предусматривает ряд мероприятий, направленных на развитие, продвижение и популяризацию гастрономического туризма: расширение сети предприятий общественного питания; развитие сети объектов белорусской кухни; проведение мероприятий по продвижению особенностей местной кухни, кулинарных традиций и в целом гастрономического потенциала страны (мастер-классов, дегустаций, фестивалей, выставок, ярмарок); формирование гастрономических туристических маршрутов, включение гастрономических объектов и мероприятий в комплексные туристические маршруты.
В настоящее время на территории Беларуси работают 166 объектов общепита, которые специализируются на национальной кухне, разработаны 62 туристических маршрута с гастрономической составляющей.
От Толочинского района в оригинал-макет туристической карты «Гастрономический туризм Витебщины» вошли два объекта общественного питания: кафе «Хуторок» ЧУП по оказанию услуг «ЮККА-плюс» и мини-кафе «Привал» ОДО «Магритерра».
Таким образом, можно заключить, что в нашей стране есть свои кулинарные традиции, с которыми стоит познакомиться поближе, а стратегия повышения конкурентоспособности регионов с целью привлечения инвесторов, туристов и новых жителей может осуществляться в том числе и за счёт гастрономических брендов.
Марина АНИКИЕВИЧ,
главный специалист отдела экономики райисполкома.