Уроженец Толочинщины кандидат исторических наук Андрей Латушкин — прекрасный учёный и человек

6 июля 2022 11:46

В редакцию позвонили из пресс-службы Белорусского государственного университета:

— Приезжайте, познакомьтесь поближе со своим земляком. Кандидат исторических наук Андрей Николаевич Латушкин — прекрасный учёный и человек. Хотелось бы, чтобы о нём в районе узнали побольше.

Оценили потенциал

Как говорится, были сборы недолги… Спустя несколько дней мы с ним уже беседовали, уютно устроившись на мягком диване в фойе Национальной библиотеки. Скажу прямо, не ожидал, насколько умело и тактично он посвятит меня в тонкости своей научной работы. Конечно же, коснулись мы и истоков его биографии. На пустом месте, как известно, не взрастают таланты подобного уровня.

— Горжусь и буду гордиться своей малой родиной, — искренне отметил Андрей Николаевич. — Нет на земле краше места, чем моя родная деревня Заднево. Приезжаю туда и отдыхаю душой, вспоминая детство и юность.

— Чем примечательно для вас это время? Вы родились в 1979 году, застали смутные времена перестройки, развал СССР, сложный путь становления независимой Беларуси…

— Это не отменяет мудрости, терпения старшего поколения, сделавшего всё возможное, чтобы мы, дети, всегда имели на столе кусок хлеба, нормально учились, по мере сил и возможностей помогали им в поле, в мастерских и на ферме. Много лет наш колхоз имени Димитрова возглавляли Герои Социалистического Труда Константин Васильевич Смирнов и Лидия Емельяновна Сироткина. Очевидно, заложили тогда под него они прочную базу. Было заметно, что при всех финансовых сложностях, неоднозначных процессах, протекавших в обществе, хозяйство стремилось перестроиться под новые реалии жизни, сохранить село, производство.

— Ваши родители там тоже работали?

— Покойная мать — главным зоотехником, по сути дела, всю жизнь. Всё животноводство колхоза держалось на ней, отец — простым водителем. Мы с братом видели, сколь много и тяжело им приходилось трудиться, чтобы обеспечить в семье достаток. И делали всё возможное, чтобы у них было меньше забот.

— В том числе радовали их хорошей учёбой?

— До 7 класса я учился в Озерецкой, а оканчивал уже Заболотскую среднюю школу. Скажу так, лучших педагогов больше я нигде не встречал. Это были настоящие мастера своего дела, знающие психологию деревенских ребят, умеющие им доверять и их уважать. Такие, как Римма Брониславовна Китаева, Леонид Потапович Толкачёв и многие другие. Всегда вспоминаю их с благодарностью. Именно они сформировали мой взгляд на окружающий мир, дали хорошую общую подготовку, привили любовь к книгам, научили работать с материалами самостоятельно.

— И помогли выбрать профессию?

— С этим дело обстояло сложнее. Да, я участвовал в творческих конкурсах, олимпиадах, писал рефераты на разные темы, по окончании школы получил золотую медаль. Но…

— История не стала вашим любимым предметом?

— Скажем так, была одним из любимых предметов. В выборе профессии всё решила случайность, хотя философы и говорят, что случайность — проявление необходимости. Я понимал, что деревенскому пареньку непросто будет пробиться в престижное учебное заведение Беларуси и колебался, чему отдать предпочтение. Но как-то в руки мне попал справочник для поступающих в вузы. Там я и увидел, что исторический факультет БГУ набирает абитуриентов на специальность «историко- архивоведение». Вот и решил рискнуть. Отмечу, поступил я туда в 1996 году не без проблем. Но, очевидно, преподаватели оценили потенциал. Мол, а остальное приложится.

Архивы лежали под спудом

— Учились вы на стыке эпох. Вместе с СССР ушли в прошлое идеологические установки, концепции, подходы к изучению исторического наследия предков. Это как-то отразилось на преподавании на факультете?

— К тому времени белорусская историческая наука, на мой взгляд, уже прочно освоилась в новых реалиях и делала многое для становления и развития независимой Беларуси. Мы, студенты, не ощутили какой-то растерянности, тем более крушения убеждений и взглядов преподавателей. Да, в поисках истины они спорили. Но всегда с уважением друг к другу. Более того, был заметен особый подъём, энтузиазм разных учёных, раскрепощённых в поиске истины по самым разным проблемам.

— Не разочаровались в специальности? Архивоведение, представляется, далеко от творческой деятельности историка, погружённого в изучение конкретной эпохи.

— Наоборот, в полном смысле этого слова влюбился в неё. Дело в том, что до 1992 года в нашей республике практически не готовили специалистов подобного профиля. Этим занимался Московский государственный историко-архивный институт. В результате целые пласты документов касательно нашей республики — от формирования Великого княжества Литовского до, как минимум, 1945 года — оставались малоизученными. Более того, значительная часть их была вывезена за пределы республики, где пребывала в безвестности для отечественных исследователей. Нужно было срочно их разыскать, описать, ввести в исторический оборот в помощь специалистам, исследующим те или иные эпохи. Работа сложная, кропотливая и многогранная, но крайне необходимая. Наша Беларусь должна располагать собственными архивными материалами для анализа и изучения своего прошлого. Вот уже 20 лет я занимаюсь этой проблемой, работая в ведущих архивах страны.

Работу признало ЮНЕСКО

— Вы кандидат исторических наук. Ваша диссертация по проблемам архивоведения стала второй по счёту в республике. Поделитесь своими открытиями?

— Скорее, находками, связанными с выяснением судьбы родового архива князей Радзивиллов, сыгравших огромную роль в политической, социальной, экономической жизни как Беларуси, так и в соседних с ней стран. Он веками формировался представителями этой влиятельной и богатой фамилии в родовой резиденции, расположенной в Несвижском замке, превратившись в крупнейшее собрание документов касательно истории Центральной и Восточной Европы, начиная с XII по первую половину XX века.

— Важных?

— Уникальных. В силу роли и значения этих людей, занимавших важнейшие посты в государстве. Естественно, им было известно то, что может изменить многое в наших взглядах на историческое прошлое Беларуси.

— Он уцелел?

— В ходе Первой мировой войны, а впоследствии, с 1921-го по 1939 год, Радзивиллы вывезли значительную его часть, с историко-культурной точки зрения самую ценную, в соседние страны. В результате многие материалы оказались в Польше, Германии, Литве, России, в Украине. Потребовались годы труда, чтобы восстановить его целостность (пока только на логическом уровне), описать документы, ввести их в исторический оборот.

— То есть вы их вернули на Родину?

— Увы! Реституция подобных вещей по ряду причин — процесс сложный и длительный. Есть другой путь — создать полную базу сведений обо всех документах архива, дошедших до наших дней, и местах их хранения, описать их в электронном виде, сотрудничая с коллегами из других стран.

— Находите понимание?

— Много веков мы были с ними не просто соседями, жили в рамках единых государственных образований — ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, СССР. Доброжелательный обмен информацией в целях установления истины по целому ряду вопросов, в том числе сложных, неоднозначных, даже болезненных, просто необходим. Мы поднимаем их в ходе семинаров, научных конференций, личных контактов и часто находим общий язык.

— Коллеги по БГУ отмечают, что в результате вашей работы архивные собрания князей Радзивиллов были включены в Международный реестр программы ЮНЕСКО «Память мира». Скажем прямо, это мировое признание наследия наших предков. А в республике есть практические результаты от этих исследований?

— Собранные материалы легли в основу создания музейной экспозиции «Архив Несвижской ординации князей Радзивиллов» в их родовом замке, входящем в состав Национального историко-культурного музея-заповедника Несвиж. К слову, очень рекомендую всем его посетить. Беларуси в этой связи есть чем гордиться.

— Ваше имя связывают и с другими открытиями. Вы обнаружили ряд исторических документов из белорусской истории, ранее неизвестных науке или считавшихся утраченными навсегда. Каких?

— Например, общеземский подтвердительный привилей ВКЛ от 3 ноября 1551 года, так называемая «Бархатная книга» — список важных актов, содержащих дарование монархами прав и свобод боярству и шляхте ВКЛ, инвентарь замка и места (города) Улла за 1581 год, оригинал ревизии Берестейского староства 1566 года и ряд других.

«Буду рад учить своих земляков»

— А что-нибудь относящееся к нашему краю?

— Удалось обнаружить оригинал присяги князя Семёна Дмитриевича Друцкого королю Польскому Ягайло от 26 января 1401 года. А в ходе работы в Национальном историческом архиве Беларуси вскрылся вообще примечательный факт. Оказывается, наш Толочин в 1634 году стараниями Льва Сапеги (правда, после его кончины, последовавшей в 1633 году) получил из рук короля Польского и Великого князя Литовского Владислава Вазы Магдебургское право. Иными словами, в хозяйственно-административной деятельности стал независимым, получил право на самоуправление в отправлении правосудия над мещанами.

— То-то я гадал, рассматривая схему Толочина, выполненную в 1810 году офицерами Российской императорской армии, что за каменные столбы обозначены в его центре. И только время спустя в книге «Друцк» прочитал, что это остатки былой ратуши, построенной в XVII веке в связи с этим событием. В этой связи важный вопрос: не хотите печатать в нашей газете подобные сведения? Так сказать, с пылу, с жару.

— Заеду к вам в редакцию в ближайшее время. Обсудим эту проблему.

— Кроме научной работы, чем ещё занимаетесь?

— В качестве доцента на кафедре источниковедения БГУ преподаю студентам ряд дисциплин. Учу их работе с архивами, охране историко-культурного наследия нашей страны, помогаю овладевать навыками чтения древних рукописных текстов на старобелорусском и польском языках, работе с такими объектами как печати, гербы, проводить исследования родословной.

— Специальность архивиста сегодня востребована?

— Не то слово. Ребята по выпуску свободно устраиваются в республиканские, региональные архивы, архивы государственных организаций и предприятий, успешно занимаются научной работой. Научное поле в этой связи безбрежное. Наши архивы — настоящее достояние нации и страны. Работы там на века. В текущем году исторический факультет набирает студентов на специальности: «историко-архивоведение», «документоведение (по направлениям)», «история». Всю необходимую информацию об условиях и требованиях можно найти на сайтах БГУ и исторического факультета БГУ.

— Приглашаете к себе нынешних выпускников школ района?

— Буду рад учить своих земляков.

Беседовал
Михаил КОРОЛЁВ.

P.S. Интервью дано на белорусском языке. Перевод был сделан редакцией в интересах размещения в интернете.

Статья опубликована в газете “Наша Талачыншчына” №51 (10717) от 6 июля 2022 года.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)
Уроженец Толочинщины кандидат исторических наук Андрей Латушкин — прекрасный учёный и человек, 10.0 out of 10 based on 2 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



.

ПОИСК ПО САЙТУ

Выборы-2024

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Июль 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене