Сделал, что мог

7 сентября 2022 15:00

(Окончание. Начало в №№59, 61, 64, 65, 67 ).

В ходе страшной блокады партизан нашей зоны карателями в мае-июне 1944 года бригада «Гроза» понесла очень большие потери. Вырвавшиеся из кольца разрозненные группы предельно уставших, голодных бойцов постепенно собрались в лесном массиве рядом с Усвиж-Буком.

Последние усилия

— Так уж случилось, что самым старшим по должности среди них оказался начальник штаба бригады Дмитрий Михайлович Котлярчук, — отметил ветеран МВД Михаил Редько. — Он и принял на себя руководство в эти тяжёлые дни. Полномочия его вскоре подтвердила Москва.

— Подтвердить-то подтвердила, но от бригады к тому времени осталось немногое, — внёс я уточнение. Собственно, это подтверждает и сам Котлярчук, написав с горечью 2 июня 1944 года: «О боевых действиях с врагом пока речи нет. Нужно установить свои потери, собраться в одно место, заменить погибших командиров и комиссаров, подсчитать оставшееся оружие и боеприпасы, достать продукты, чтобы восстановить силы людей, сохранить выживших раненых, вызвать самолёты для их отправки в советский тыл. Задача сложная, учитывая сложившуюся обстановку вокруг. Население ограблено, скот забран немцами, деревни почти голы. Люди спасались тем, что в водоёмах ловили рыбу».

— Обрати внимание на ещё один примечательный факт, — дополнил меня Михаил. — Котлярчук продолжил записи в своём дневнике. Держал при себе в тяжёлые дни блокады? Нет, конечно. Он спрятал его в надёжном месте в лесу. И изъял, вырвавшись из окружения. Красноречивая запись от 3.06.44 г.: «Взяты документы бригады и дневники, спрятанные в Рыжанском лесу. Все они сохранились хорошо за исключением некоторых подмокших с уголков. Но всё написанное там невредимо».

Он же и доложил в Центр о положении дел, воспользовавшись рацией в соседней бригаде. В том числе о подготовленных партизанами двух аэродромах для приёма самолётов с оружием, боеприпасами и продовольствием. Помощь Центрального штаба партизанского движения последовала незамедлительно. Читаем: «5.06.44 г. В 12 часов ночи прилетели 2 самолёта. Привезли патроны, автоматы, медикаменты, продовольствие, литературу. Взяли тяжелораненых. Через лётчиков передали запрос, почему у нас такие большие потери». Оставим без комментариев последнюю строчку. Начальство в Москве, очевидно, ещё не знало, из какого ада вырвались люди, но делало всё возможное, чтобы восстановить боеспособность партизанских отрядов бригады. Буквально через день к ним прилетели уже 5 самолётов. 10 июня 1944 года начальник штаба с удовлетворением отмечает, что в различные точки района ушли первые отряды партизан на различные боевые задания. А 13 июня по приказу из Центра, передав командование Анатолию Демьяновичу Ворошню, убыл самолётом с докладом об обстановке в оперативную группу Центрального фронта.

«Может, и дождётся ещё своего часа»

— Вызвали его туда неспроста, — прокомментировал я это решение. — Подготовка Красной Армии к операции «Багратион» в эти дни по сути дела закончилась. Один из главных ударов она должна была нанести вдоль трассы Москва — Минск. Командованию крайне важно было уточнить последние разведданные о состоянии войск противника в этом районе. Котлярчук пишет: «22.06.44 г. Состоялась подробная беседа с заместителем начальника Оперативной группы партизанского движения Центрального фронта (Белорусское отделение) подполковником Архангельским. Я докладывал, а он наносил на подробную карту синим карандашом немецкие гарнизоны, их численность, склады, линии обороны, аэродромы, места расположения партизанских бригад».

На этом, собственно, его дневник и кончается. Красная Армия пошла в наступление, в считанные дни сокрушив врага в нашей республике. Последняя запись в этой связи у него очень скупая: «26.06.44 Прибыл в Ново-Белицу возле Гомеля, где в то время разместился Белорусский штаб партизанского движения. После освобождения Минска дней 15 составлял отчёт о боевых действиях бригады».

— Сдал доклад по команде и как коммунист получил назначение на руководящую работу в Брестскую область. Работал на различных должностях в государственных учреждениях, заочно окончил педагогический институт, стал преподавать детям историю в школе, — дополнил Михаил биографию ветерана. — Но в 60-х годах его неудержимо потянуло в края, где прошла боевая молодость, откуда была родом жена, воевавшая рядом с ним в годы войны. Продал в посёлке Русино дом и переехал с семьёй в Коханово, где много лет был директором мест-ной школы. Скажем прямо, оставил в наших краях о себе самую добрую память как педагог и как честный, принципиальный, порядочный человек. Многие в районе до сих пор вспоминают его добрым словом. Пусть будет ему земля пухом, которую он защищал, не жалея себя.

А вот с судьбой рукописи о боевой деятельности бригады «Гроза» ему явно не повезло. Готовил её к печати в 90-х годах прошлого века на основании своих дневниковых записей, но издать так и не успел. Хорошо, хоть дети бережно хранят её вместе с дневниками отца в целости и сохранности. Может, дождутся ещё своего часа, будут изданы отдельной книгой или хотя бы размещены в интернете. Потому как материалы содержит поистине уникальные. Я не слышал, чтобы где-то ещё в нашем районе сохранились подобные документы, отразившие правдивую, жестокую, кровавую правду народной войны.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене