С. Шестак: В детстве играл в войну, а в 20 лет столкнулся лицом с настоящей

16 января 2014 15:44

Особенность истинных героев в том, что они себя таковыми не считают. Когда-то и Сергей Шестак, читая книги, восхищался теми, кто был награжден в годы Великой Отечественной войны даже самой скромной медалью. Не думалось, не гадалось парню, что и на его долю выпадет война, он возьмет в руки оружие, будут стрелять в него  и будет стрелять он, а за успешное проведение боевых операций будет награжден орденом Красной Звезды — наградой, введенной еще в период Великой Отечественной войны. Такие вот превратности жизни, а сколько их было — не перечтешь. Но никогда он и не вел им счет, быстрый, энергичный, в детстве настоящий сорвиголова, верный и надежный в дружбе товарищ.

НАЧАЛА ЗАКАЛКИ ХАРАКТЕРА

Его родина, которую он по-рубцовски, поэтически называет “тихой”, “с ивами и соловьями”, красавица деревушка Галаны. В 27 лет после тяжелой болезни умирает отец, и на долгие годы в его сердце остается горечь утраты самого близкого для себя человека. Умирая, будучи в полном сознании, отец попросил своих родных сестер, Лидию и Зинаиду, исполнить его одно желание, после чего он и сойдет спокойно в мир иной, — взять к себе на воспитание его сыновей Сергея и Александра, совсем еще малышей. Лидия и Зинаида, не имея своих детей, не создав семьи, чему стала причиной война, а для одной из них и тяжелая инвалидность из-за сломанной ноги, свою преданность и любовь тетушек перенесли на племянников. Иначе как мамами они их и не называли, а тетушки их — сыновьями. Они стали друг для друга даже не утешением, а каким-то весенним, душевным теплом в общем для них горе. Эти две необыкновенно любящие для них мамы вырастили их, поставили, как и просил отец, на ноги, все самое лучшее, что у них было, отдавали своим детям.

— Родная мама, — говорит Сергей Николаевич, — не стала для нас чужой. Но, как и хотел отец, мы оказались под крылом своих тетушек, у которых был хороший достаток, и мы ни в чем не были обделены. У мамы появилась новая семья, там у нас две сестры. Мы постоянно и во всем вместе, тем более, что мама проживает в одном с нами районе. А вот тетушек уже нет с нами…

Лидия Николаевна и Зинаида Николаевна Шестаки не считали своим долгом только материально обеспечить своих сыночков. Вкладывая душу в их воспитание, они мечтали видеть и Сережу, и Сашу отзывчивыми, умелыми и знающими людьми. Интересовались каждым их днем пребывания в школе, радовались сами, как дети, когда они наперебой рассказывали, что было на уроках и после уроков, за что их похвалили или за что получили замечание. И учителя к ним тоже льнули. Это был особый для Волосовской средней школы случай, когда с таким усердием воспитанием своих племянников занимались тети.

В 1985 году Сергей закончил десять классов в Волосово и без колебаний принял решение подавать документы в технологиче-ский институт в Минске на отделение лесного хозяйства. Не ожидал даже сам, что, успешно сдав первых два экзамена, на “пятерку” химию и на “четверку” математику, и имея средний балл аттестата 4,8, будет освобожден от дальнейшей сдачи еще двух предметов. “Можете ехать домой, — заметили в приемной комиссии, — поздравляем вас. Вы уже студент…”

Радости не было границ, но не будешь же делиться ею с первым встречным в незнакомом тебе городе. Мчал на всех парах домой, первым делом заглянул в школу, чтобы сказать спасибо учителям и директору Константину Ивановичу Романовичу, который сам лично контролировал, как идет подготовка к поступлению в вузы каждого из выпускников школы. Переступив с сияющим лицом порог учительской, он буквально обескуражил Романовича, первыми же словами которого стали: “Люди экзамены сдают, а ты чего здесь?” Он настолько переживал за Сергея, что без краткости в словах и строгости в голосе не обошлось. Смягчился, когда услышал: “Я студент уже…” Он обнял своего любимца, лицо озарила улыбка, глаза засветились теплым светом.

— Вот это, настоящее переживание за своих учеников, — говорит Сергей Николаевич, — и влекло нас к учителю. Каждое его слово воспринималось по-особому. Он учил нас открывать в родном крае, его самых обычных уголках красоту и неповторимость. Мы много ходили с ним пешком, перемещались на велосипедах, изучали прошлое и настоящее этих мест. Так он преподносил уроки патриотизма, нравственности, умения приготовить пищу, развести костер, провести ночевку в лесу или на поляне, вблизи реки или озера в условиях, приближенных к экстремальным. Посредством неформального общения мы быстро взрослели, получали информации больше, чем во время уроков. Он готовил нас к жизни. И мы это поняли, когда приходилось не раз уже самостоятельно делать тот или иной выбор, причем в очень и очень непростых ситуациях…

6 июня 1986 года, после окончания первого курса института, Сергей призывается на срочную службу. Необходимо было вместо получивших отсрочку по состоянию здоровья шестерых человек найти им замену. В числе этих других вместе с Михаилом Бежелевым из Обольцев, Владимиром Валентовым из Зеленой, Георгием Плаксицким из Толочина оказался и Сергей Шестак. В областном центре по итогам медкомиссии новобранцам заметили, что ждет их служба в Туркестанском военном округе, на юго-востоке, где и тепло, и снег не надо чистить.

НЕИЗВЕСТНОЕ И НЕИЗВЕДАННОЕ ЖДАЛО ВПЕРЕДИ

Первым городом, где они сделали остановку, был город Мари. Затем в Иолотани их определили в учебную часть, где на протяжении шести месяцев они проходили воинскую подготовку в условиях горной местности. И несмотря на то, что уже без малого шесть лет продолжалась война в Афганистане (27 декабря 1979 года сюда был введен так называемый ограниченный воинский контингент советских войск), они об этом как-то и не задумывались. Но сама подготовка в горах, постоянно растущие нагрузки и напряжение наводили на мысль, что все это неспроста. Особенно, когда пошла отработка действий с применением условным противником вертолетов и самолетов, специфического вооружения в горах.

В числе троих толочинцев из шестерых, призванных областным военкоматом, Сергей Шестак оказывается в Афганистане вместе с товарищами. Из Кушки вертолетом его доставили сначала в Кундуз, а затем в г. Пули-Хумра в специальное подразделение под руководством советников из СССР. В него входили трое офицеров и двадцать семь солдат. Главной задачей подразделения было, получив необходимую информацию, выйти своевременно на перемещающийся в определенную точку караван душманов с боеприпасами, медикаментами, продовольствием и одеждой. Пройдет караван, уцелеет — значит, будут новые бои, тяжелые и страшные потери своих ребят. Сопровождала караван сильнейшая охрана, заранее прощупывая все тропы по пути движения и все примыкающее к нему вблизи и вдали.

На Сергея Шестака и его товарищей возлагалась особая, ответственная миссия. Нередко сигнал тревоги приходил оттуда, откуда его и не ждали. Кто-то, а душманы в своих песках и горах знали все и ориентировались прекрасно. А самое современное оружие, несмотря на серьезные попытки пресечь каналы его поставки бандитам, позволяло им чувствовать себя уверенно, а вести — дерзко и нагло. Но и наши ребята, а в подразделение были отобраны лучшие из лучших, были подготовлены соответствующим образом. С декабря 1986 по май 1988 года Сергей принимал участие в десятках операций по задержанию или истреблению караванов. Сегодня он далек от желания “разрисовывать”, как они расправлялись с опаснейшим противником. И никогда не любил этим заниматься. Важнее было другое — выполнить достойно задание, выдержать бой. Нередко, находясь в засаде, приходилось единицами бойцов отражать яростное сопротивление десятков и сотен бандитов, которые пылали фанатичной ненавистью к русским.

Весной последнего года службы они вступили в бой, который мог оказаться для горстки советских людей роковым. В распоряжении душманов, кроме всего прочего современного оружия, находились и две ракеты “Стингер” класса “земля — воздух”, что автоматически означало потенциально возможную потерю советскими войсками двух самолетов или вертолетов. Опытные, сплоченные боевым братством бойцы подразделения не дали душманам уйти живыми. Отбитые у них оружие и ракеты были переданы в распоряжение наших войск. За героизм и бесстрашие в очередном бою Сергей Николаевич Шестак был награжден орденом Красной Звезды.

Трижды и до этого его представляли к награде, но Москва почему-то отделывалась молчанием.

— Но за это как раз, — рассказывает Сергей, — мы меньше всего переживали. У нас были прекрасные командиры, которые наравне с нами, невзирая на высокие звания, участвовали в боях, переносили трудности и лишения. Я снова, как и в детстве, пережил в этой далекой и чужой для меня стране чувство бесценного солдатского братства, мужества и солидарности настоящих мужчин. Когда иной раз спрашивают, было ли страшно, что тут можно было сказать. Страх мы испытываем все, страшно любому, но мы смотрели друг на друга, молодые, сильные, улыбающиеся, — и переставали думать о худшем. Нас было немного, и все по натуре оказались оптимистами. Удачно найденное слово, к месту шутка — и мы рвались уже в бой. Из 27 солдат всех и сохранили, а также и 3 офицеров. Белорусы в подразделении считались лучшими солдатами. Нам больше, чем другим, доверяли, к нам с особым уважением относились. Мы свою дружбу сохраняем и сейчас. Самое страшное, что могло быть, — это попасть в плен. Знали, живыми не оставят, а позор лег бы на весь род, на наших близких…

Несколько раз Сергей был контужен. Когда снаряд попал в БТР — получил тяжелую контузию. Он был командиром этой боевой машины. Но находясь в госпитале, писал письма, что все у него хорошо, служба проходит нормально. Родным было достаточно нескольких слов, чтобы понять, что с Сережей все-таки что-то случилось. Но, зная его характер, понимали — никогда он об этом не скажет, не напишет. В тяжелых испытаниях в этой страшной войне, которая длилась 10 лет, он пришел к убеждению, что нет ничего важнее Родины. Ему казалось, что именно здесь ему вручено судьбой сказать слово поступками за всех своих сверстников, тех 19-20-летних парней, которым с оружием в руках пришлось воевать.

… Как-то колонну советских войск обстреляли душманы. Поступила команда в их подразделение помочь товарищам. Стемнело уже, когда вырвались из-под обстрела душманов, а в голове все стояли слова: “Там, в колонне, Сережа, и твои земляки…” Неспешно начиная разговор, вытирая пот с лица, спросил у водителя одной из машин, из каких же мест он родом. Сергей, темный волосом, смуглый, не сильно смахивает на русского, и парень, в попытке замять ни к чему не обязывающий разговор, бросил: дескать, издалека, из Беларуси. А после пошли уточнения: родом с Витебщины, из Толочина. Так встретились и сутки провели вместе Сергей с  Юрием Завишей. Дружбу с ним, он работает водителем в Толочинском жилищно-коммунальном предприятии, продолжает и сейчас.

Символично, что домой Сергей вернулся в День Победы — 9 мая 1988 года. Вышел из поезда, дошел до центра города пешком — и в глаза бросилась колонна людей, впереди шли ветераны войны. На груди у него алел орден Красной Звезды, а рядом располагались медали. Невольно по щеке покатилась слеза. Украдкой вытер, а мимо все шли и шли люди, его земляки. Правда, некоторые переводили свои взгляды и на него, не до конца понимая, откуда у этого молодого паренька такие высокие награды. А он спешил, спешил домой — и ощущал непонятные чувства. Щемящее — по родным местам и … одиночество. Шел не с этим потоком празднующих День Победы людей, а против него. За городом подобрала попутная машина. Вышел в Волосово — и напрямик, через лес, домой. Казалось в первые дни, в кругу самых близких людей, что его не понимают. О чем бы ни начинал, разговор не находил продолжения.

Тяжело давалось возвращение, но ему было понятно, за что воевал, за кого. Поэтому снова пошел служить, устроился работать в милицию, четверть века отдал работе в Департаменте охраны МВД Республики Беларусь. Вернуться к жизни, в том числе начать личную, завести семью, снова помог Константин Иванович Романович. Не одну ночь напролет они провели за беседой, где душа с душою говорили. Вернулся в строй, оставаясь по-прежнему верным и надежным другом, скромным человеком, с хорошим, тонким юмором и оптимизмом. С женой Светланой Степановной, она работает главным бухгалтером в Толочинском жилищно-коммунальном предприятии, вырастили двоих прекрасных детей. Александр закончил университет информатики и радиоэлектроники, Мария занимается на 4 курсе юридического факультета Белгосуниверситета.

Сергея Николаевича знают и уважают в городе и районе. Он всегда среди людей, с готовностью поделиться последним и помочь каждому. Когда случилась беда и в ранние годы умерла родная сестра жены, они взяли племянников к себе на воспитание, как когда-то его взяли тетушки. У семьи Шестаков свой дом, хозяйство, а в сердце — огромная человеческая доброта и любовь к жизни.

В. БИРЮКОВ.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 6.0/10 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +3 (from 3 votes)
С. Шестак: В детстве играл в войну, а в 20 лет столкнулся лицом с настоящей, 6.0 out of 10 based on 2 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


5 комментариев на “ С. Шестак: В детстве играл в войну, а в 20 лет столкнулся лицом с настоящей ”

  1. сельчанин , 20 января 2014 , 16:03

    Уважаемый Александр СА советск армия воспитанная Политуправлением в 1991 году не смогла защитить свою РОДИНУ СССР КПСС ВОСПИТЫВАЛА ВОИНОВ ЗАЩИТНИКОВ а как КОСНУЛОСЬ завоевания социализма защитить все в кусты НАРОДЫ СССР отрывали от своего стола последнее а в решающей момент защиты завоеваний ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ пшик В советск армии все давали присягу о верности своей стране а что вышло ПШИК

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. сельчанин , 18 января 2014 , 17:06

    КПСС во главу идеологии поставил миф что из искры возгорится пламя. Пытались развести огонь и в Африке, и Латинской Америке, и где только не пытались. Но война в технологии экономике была странами Варшавского блока проиграна вдрызг. Афганистан ускорил процесс распада СССР, разлома нашей экономической модели, ИЗМЫ перемололи тысячи человеческих судеб в жерновах истории.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Александр , 19 января 2014 , 15:14

      Коза и корова пасутся на одном поле, но у коровы лепешки выходят, а у козы горошки, почему? Вот Вы, сельчанин, с этим вопросом разберитесь, это Ваш уровень. У КПСС главная задача была воспитание нового человека, это знал каждый школьник, а вовсе не пожары из искры. Есть такая профессия – Родину защищать, неважно где, Афган, Вьетнам, Африка, Чехословакия и т.д. КПСС вывело свою страну на уровень сверхдержавы, а такой статус нельзя выиграть в лотерею. Я не хочу осквернять память родственников о тех, кто вернулся в цинке, в большинстве случаев к героизму эти жертвы не имели отношения, скорее к личному разгильдяйству. Но о них или хорошо или никак. Теперь Китай рулит, там социализм, а при СССР рис выращивали, на большее не способны были, да и сейчас….
      Армия должна воевать, иначе она теряет свой смысл. Сегодня две страны, которые имеют армию – это Россия и США, а в остальных – потешные войска.

      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VA:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
  3. student , 17 января 2014 , 14:45

    Грамотеи! Ваше “Награжден орденом Красной Звезды — наградой, введенной еще в период Великой Отечественной войны” – проверьте по Википедии. Это же так легко узнать, когда началась война и когда орден учрежден…

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: +1 (from 1 vote)

Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене