В июне 44-го: пилот, надеясь сесть, круто пикировал, срубая верхушки деревьев, но до поля не дотянул
Знамение нашего времени. Чем дальше уходят в прошлое годы войны, тем пристальней к ней наш интерес. Очень много неравнодушных людей в нашей стране и за рубежом прилагают немало усилий, чтобы воскресить из небытия имена погибших бойцов Красной Армии. Тысячи их до сих пор лежат в безымянных могилах, числятся пропавшими без вести.
Недавно мы опубликовали просьбу сотрудников областного военного комиссариата Калуги. Россияне попросили нас прояснить обстоятельства гибели советского летчика, сбитого в июне 1944 года над нашим районом. Его самолет упал недалеко от деревни Рыжичи.
Бронислав Андреевич Артишевский, житель агрогородка Озерцы, ныне пенсионер, хорошо помнит, как это случилось. Было ему в ту пору 12 лет.
— К трассе Орша — Минск в конце июня страшно было приблизиться, — рассказывал он. — Советские штурмовики превратили колонны немецких войск, отступающих из Орши и Витебска, в жуткое месиво из машин, повозок, людей, лошадей. В воздухе удушающий трупный смрад! Оставшихся в живых пыталась спасти немецкая авиация. Где-то 24 или 25 июня воздушный бой разгорелся прямо над нашими головами (я тогда жил в деревне Поречье). Один из наших самолетов при этом, действительно, был сбит. Пилот, очевидно, надеясь сесть, круто пикировал, срубая верхушки деревьев. Но до поля не дотянул. Мои односельчане побежали к взметнувшемуся над лесом столбу дыма и пламени. Но спасать там уже было некого. Летчик разбился и вместе с другими красноармейцами, погибшими в этих боях, был похоронен в братской могиле возле деревни Заднево под своим именем. А остатки фюзеляжа его самолета крестьяне по дворам растащили. В хозяйстве любая вещь найдет свое место.
— Думаю, наши самолеты атаковали истребители “Фокке-Вульф-190″, базировавшиеся в те дни на аэродроме возле деревни Молявка, — поделился своими мыслями по этому поводу вертолетчик Петр Тимофеевич Плешко. — Об этом пишут в своих воспоминаниях ветераны ВВС Красной Армии в книге “Память”. Несколько этих машин наши сбили тогда, но, как видим, и сами понесли потери. В небе над нашим районом сражалась авиационная дивизия генерала Захарова, в оперативном подчинении которой был истребительный полк “Нормандия”, укомплектованный французскими летчиками. Жак Гастон ведь тоже погиб в эти дни. Наши летчики оберегали своих французских собратьев в бою, нередко ценой собственной жизни. Может быть, что-то подобное случилось и в этот раз?
Кстати, аэродром этот после войны нам тоже сослужил хорошую службу. На него я садился еще в 70-х годах.
— А я ведь точно могу показать место падения самолета, — вмешался в нашу беседу председатель Толочинского сельисполкома Борис Геннадьевич Закрижевский. — После войны мы, деревенские мальчишки, там часто играли, подбирая осколки от фюзеляжа. Хорошо просматривался и сам контур машины в виде глубокой крестообразной вмятины на земле.
…Стоим втроем у братской могилы на деревенском кладбище, вполголоса делимся впечатлениями. На гранитной плите — 32 фамилии с инициалами. Дата смерти одна — 1944 год. А рядом еще девять строчек. В каждой одно лишь слово: “неизвестный”. Солдаты, погибшие в 1941 году? Может быть… Но в данном случае важно, на наш взгляд, другое. Имея на руках столь подробную информацию, зная точное место падения самолета, в России без особого труда установят истину. Достаточно будет взять в руки архивный список личного состава авиационной дивизии генерала Захарова, сравнить с данными на памятнике, чтобы узнать имя летчика, покоящегося в братской могиле.
— Не получится — можно пойти другим путем, — подытожил наши соображения Петр Тимофеевич. — Уверен, при ударе о землю двигатель сорвался и далеко улетел от места падения самолета. Вряд ли кто его уволок. Тяжелый, громоздкий. Кран нужен. Найти бы его… Тип, номер, серия могут тоже о многом поведать.
Михаил КОРОЛЕВ.
Р. S. Автор не настаивает на своем видении событий. Возможны другие версии.
“НЕДОТЯНУЛ” или “НЕ ДОТЯНУЛ”?
“НЕДОТЯНУЛ”, приставка “недо-”.
http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%82%D1%8F%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8C
НЕДОТЯНУТЬ можно гайку, а самолет НЕ ДОТЯНУЛ
Самолет не дотянул до поля (см. контекст)
Металлодетектер поможет только локализовать место падения, но если оно известно, а тем более есть воронка то двигатель в ней 110%. Глубина зависит от угла удара о землю,от 0.5 до 6 м . По номерам экипаж можно достаточно быстро установить,(а при большом желании и того кто сбил) Наличие движка в яме лучше всего определяется лопатой,можно и магнитометром(но есть нюансы)…
С металлодетектором там походить надо.
Есть поисковики которые этим занимаются,к ним и надо обратиться.