Служба “Одно окно” в Толочине: удар по бюрократизму и волоките
К хорошему привыкаешь быстро. Например, к заявительному принципу “Одного окна”, внедренному в нашей стране в 2006 году. Нужно признать, решение Правительства по этому поводу оказалось очень удачным. Бюрократии и формализму, свойственным многим государственным структурам республики, был нанесен серьезный удар. В том числе и в нашем районе. Об этом и многом другом мы беседовали с начальником отдела по работе с обращениями граждан и юридическими лицами райисполкома Анастасией Павловной Хацкевич.
ПЕРЕСТРАИВАТЬСЯ НЕ ПРИШЛОСЬ
— Анастасия Павловна, давайте начнем с истоков. Напомните нам, что такое заявительный принцип “Одно окно”?
— Давайте лучше я приведу вам слова Президента, сказанные в этой связи. Они, на мой взгляд, доступно и емко определяют его суть и смысл: “Надо прекратить хождение людей по кабинетам за справками. Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый — чтобы запросить необходимый ему документ, второй — чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация должна запросить в других структурах самостоятельно. В этом и состоит суть “Одного окна”.
— Как принцип “Одно окно” был реализован в нашем райисполкоме?
— Важно подчеркнуть, что до 2018 года не существовало единого нормативного акта, определявшего порядок его реализации на местах. Каждый район самостоятельно определял перечень и количество процедур, принимаемых от населения через “Одно окно”. У кого-то, к примеру, их было 20, а у кого-то — 100.
Но в 2018 году с подобными “вольностями” было покончено. Решением правительства №740, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.05.2018 г. №202 “О службе “Одно окно”, определен обязательный перечень административных процедур, которыми мы обязаны заниматься.
— Это облегчило вашу работу?
— Естественно. В то же время отмечу, что перестраиваться нам под эти требования практически не пришлось. Дело в том, что за предыдущие годы в нашем райисполкоме был создан достаточно эффективный механизм работы с обращениями граждан в рамках заявительного принципа “Одно окно”. Он практически полностью совпал с требованиями Указа Главы государства.
— Удивительно. Как такое возможно?
— В этом вижу, прежде всего, заслугу управляющего делами райисполкома Вячеслава Николаевича Решетникова. По большому счету, он в свое время организовал эту работу. А потом ее совершенствовал, опираясь на рекомендации, советы, опыт специалистов отделов и служб, их умение мыслить на перспективу.
В итоге район получил действенный механизм реализации принципа “Одно окно”.
РАБОТАЕМ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
— В чем заключается повседневный смысл вашей деятельности?
— В строгой реализации процедур, прописанных в положениях об “Одном окне”. В общем виде они выглядят так. Во-первых, мы изучаем и принимаем заявление от гражданина, поступившего в наш адрес в письменном, электронном или устном виде. Во-вторых, в соответствии с ним собираем или готовим все необходимые документы и передаем их для последующей работы в различные структурные подразделения райисполкома, службы и организации…
— Извините, прерву. Как сориентироваться в обилии просьб и прошений? Ведь они могут быть самыми разными? Вы что, буквально по всем заявлениям работаете?
— Мы работаем только с заявлениями граждан, входящими в компетенцию райисполкома. Да и сами граждане в абсолютном своем большинстве знают, с какими вопросами к нам обращаться. Заболев, вы ведь пойдете к врачу. Верно? Впрочем, если человек даже не по адресу обратился, получит от нас исчерпывающую информацию, где искать ответ по решению своей проблемы.
— И, таким образом, вы завершаете процедуру работы по заявлению гражданина…
— Подготовкой полного комплекта документов по его проблеме. Отмечу, требует это много усилий. Приходится делать запросы, добиваться ответа, проверять правильность информации, согласовывать ее в различных отделах и службах.
— Большая и напряженная работа. Сроки какие-то на нее вам отводятся?
— На каждую процедуру установлен свой срок. От минимальных пяти дней до одного месяца. К слову, за своевременностью подготовки необходимых документов, принятых должностными лицами на исполнение, мы тоже следим. Это входит в круг наших обязанностей.
— В отделе вас трое. Не маловато ли для подобного объема работы?
— Трое нас стало недавно. И только потому, что объемы работы, действительно, год от года только растут. За 2018 год, к примеру, мы отработали свыше 2 тысяч заявлений как отдельных граждан, так и юридических лиц по самым разным вопросам.
— Очень много. Жалобы по этому поводу на вас были?
— Несколько записей в нашей Книге жалоб и предложений, действительно, есть. Подчеркну, в ходе проверки вышестоящими инстанциями все они признаны необоснованными.
— Это как?
— Райисполком не может пойти на нарушение действующего законодательства республики при решении той или иной проблемы. Вот и обижаются на нас иногда люди по этому поводу. Впрочем, подобное редко случается.
— Заявительный принцип “Одно окно” 12 лет как реализуется в нашей стране. Что дальше? Есть резервы для его развития и совершенствования?
— Конечно, есть. С развитием цифровой экономики, внедрением в нашу жизнь электронного документооборота вызревают условия для расширения сферы наших услуг. К примеру, в нашей службе можно узнать, отнесен ли гражданин к не занятым в экономике (Декрет № 3 “О содействии занятости населения”). С 1 декабря 2018 года, в целях информирования населения по этой принципиально важной для многих проблеме, мы представляем эту информацию в электронном виде.
Пользуясь случаем напомню, что с 27 ноября 2018 года изменен режим нашей работы: понедельник, среда, четверг, пятница — с 8.00 до 18.00, вторник — с 8.00 до 20.00, суббота — с 9.00 до 14.00. Без перерывов на обед.
Михаил ПАВЛОВ.
Служба “Одно окно” в Толочине: удар по бюрократизму и волоките,