Кинокамера пишет историю
В далёком 1965 году в Толочине произошло знаковое событие. При Городском доме культуры была создана киностудия «Летопись», задачей которой было отражение в кино и фотоматериалах повседневной жизни района.
Подобных киностудий в стране и сегодня немного. Что уж говорить о том времени, когда человек с кинокамерой выглядел словно пришелец с другой планеты.
В жизни нельзя быть простым потребителем
— Району тогда повезло. Потому что возглавил киностудию Анатолий Антонович Шнейдер, настоящий энтузиаст и патриот своей малой родины, — отмечает её нынешний руководитель Дмитрий Ивченко. — Работа его в этой должности оказалась настолько многогранной и плодотворной, что в 1983 году киностудии, первой в республике, присвоили звание «народная».
Согласно киваю. Фильмы, созданные Анатолием Антоновичем в то время, прогремели на всю страну. Лучшие из них были отмечены специалистами и зрителями на областных, республиканских и международных конкурсах и фестивалях.
— Мало того, — продолжил мой собеседник, — после себя он оставил огромный архивный материал, отснятый за многие годы. Над ним я работал несколько лет, оцифровывая и выстраивая их в единую историческую цепочку по датам, событиям, актуальности. Отмечу, часть его была использована в моём фильме «Как молоды мы были». Другие ждут своего часа.
— Вы лично когда приняли студию?
— В 2009 году. Не скрою, после серьёзных размышлений и колебаний. Одно дело творить для себя, другое — для многих людей. Уровень ответственности и мотивации совершенно иной. Но, в конечном итоге, решил: в жизни нельзя быть простым потребителем. Нужно попытаться сделать что-то полезное и для людей.
— До вашего прихода киностудия, насколько я знаю, лет десять переживала сложные времена. Анатолий Антонович ушёл. Полноценной замены ему не нашлось. С чего начинали?
— Век аналоговой техники к тому времени подошёл к концу. Она полностью устарела. Пришлось на первых порах работать с собственной цифровой кинокамерой, компьютером, другим оборудованием.
— А сегодня?
— А сегодня киностудия укомплектована современной аппаратурой, позволяющей снимать, обрабатывать, по сути дела, любые материалы касательно жизни страны и района, устраивать, демонстрировать документальные фильмы.
Так было, так будет всегда
— Ваши киноленты «Город, в котором хочется жить», «Как молоды мы были», «Мы потомки дручан», «Неизвестная Толочинщина» вызвали у жителей района очень тёплый отклик. Над каким проектом в настоящее время работаете?
— К 75-летию Победы попытаюсь завершить работу над документальным фильмом о жизни ветерана нашего города Андрея Михайловича Усова. Подвиг его в годы войны, по мнению многих историков, сыграл важную роль в судьбе города Ленинграда. Работа сложная, но интересная, требующая серьёзного изучения документальных источников, консультаций специалистов как в нашей стране, так и в России.
Я только головой покачал. Откуда у человека столько сил, энтузиазма и свежести! Мало того, что сам много и успешно снимает. Буквально на днях провёл в нашем городе третий по счёту конкурс любительских туристических фильмов «Путешествуем по Синеокой».
— Что заставило вас три года назад взяться за это трудное дело? — спрашиваю у него. — Более того, придать мероприятию блеск, масштаб, уважение специалистов. 43 работы любителей-кинематографистов представили на нём не только нашу страну, но Латвию и Россию. По факту, это международный уровень.
— Нужда, — вздохнул в ответ режиссёр. — Подобный конкурс регулярно проводится в Полоцке, позиционируя себя как любительский. Только в последнее время повезли свои работы туда не только любители, но и профессиональные режиссёры и сценаристы, с которыми нам конкурировать трудно. Вот и решился я реализовать в нашем городе тематический альтернативный проект. К счастью, вполне удачно. К слову, без помощи и поддержки райисполкома, спонсоров я бы ничего не достиг в этом деле. Подобные мероприятия в одиночку не делаются.
— Конечно, не делаются, — подумал я про себя. — Только любое большое дело всегда возглавляет как правило один человек. — Без его настойчивости, терпения, знаний успеха не будет. К слову, об этом искренне и сердечно говорили сами участники конкурса, отдавая дань уважения Дмитрию и организации мероприятия.
Но спросил о другом.
— В документальном кино вы, бесспорно, уже сказали своё веское слово. Как бесспорно и то, что ещё снимете много самобытных и поучительных фильмов. Скажите, ваша работа, работа ваших коллег в этом жанре востребована у народа?
Дмитрий задумался.
— Однозначный ответ на этот вопрос, пожалуй, дать трудно. Для старшего поколения это кино, несомненно, востребовано. Молодёжь им интересуется значительно меньше. Ничего страшного в этом не вижу. Каждому возрасту — свои заботы и интересы. Важно понять принципиальную вещь: отражая с помощью кинокамеры настоящее, мы всё равно смотрим в будущее. Повзрослев, наши дети и внуки обязательно дадут нашему времени свою, надеюсь, объективную и взвешенную оценку. Это закон. Так было, так будет всегда.
— Документальное кино Беларуси в мире котируется?
— На мой взгляд, оно развивается очень успешно. К примеру, в этом году один из наших национальных фильмов будет представлен на самую престижную в мире кинематографа премию — премию Оскара. Это большой успех.
Беседовал
Михаил ПАВЛОВ.