В учителе для детей привлекательна личность
В средней школе №3 г. Толочина Николай Владимирович Полежаев преподаёт математику. В прошлом учебном году вёл по математике и межшкольный факультатив. Занимаясь с фанатично преданными этому предмету ребятами выпускных классов школ города, ощутил, как интересно общаться с такими, которые не мыслят себя без знаний точных наук.
У большинства из них, ко всему, врождённые к предмету способности. Один из учеников решил 29 заданий из 30 по математике, стал студентом Белорусского государственного университета, занимается на факультете физики и компьютерных технологий.
Наш разговор с учителем продолжался около часа времени. С каждой его минутой-другой открывались самые важные, на мой взгляд, в нём грани — естественность во всём и глубокая откровенность. Он не думал, как понравиться собеседнику, а, размышляя по ходу общения, говорил о своём взгляде на работу в школе, что определило её выбор.
Пример Николая Полежаева — это пример того, как закладывается в человеке ответственность за его будущее семьёй и самим учеником. Если кратко, они, как и принято во всём мире, за себя отвечают сами. А школа, учителя им в помощь. Отдавая свои знания и любовь ребёнку, нельзя становиться при этом едва ли не нянькой для тех, кто не хочет и не может учиться.
Николаю в этом плане повезло. Мама окончила физмат педагогического института, все годы работы преподавала математику в средней школе №1 г. Толочина. Отец стал хорошим специалистом в области радио- и телеаппаратуры. Некоторое время работал на телевизионном заводе в Витебске. Вернувшись в Толочин, сменил профессию, но своему увлечению не изменил. Его, диспетчера райсельхозтехники, и пригласили в школу в начале 90-х вести радиотехнический кружок. Одним из учеников Владимира Николаевича стал и сын Николай. Само собой случилось, что однажды взял в руки паяльник, разобрался в схеме и отремонтировал магнитофон. Радости от того, что всё получилось, не было предела. Детекторные приёмники к этому времени были уже не в моде, а вот сборкой радиоконструкторов увлёкся. То, чему смог научиться в школьные годы, служит Николаю Владимировичу по сей день. Без паяльника не обходится ремонт материнской платы к компьютеру, замена конденсаторов в видеокартах, определённого электрооборудования в музыкальных инструментах…
Математику у него вели несколько учителей, на замене была в том числе и мама, и каждый из них по-своему увлекал предметом. А благодаря своему другу, который был старше Николая на год, увлёкся в старших классах программированием. В итоге выбрал в столичном университете обучение по приглянувшейся ему специальности «математика и информатика». По возвращении в 1999 году в район по информатике в городе не оказалось свободных часов и он становится учителем математики. Минуло 20 лет, как Николай Владимирович неизменно в одной школе (по совместительству некоторое время работал и на селе) ведёт этот предмет. Стало правилом уже отбирать для решения задачи, в особенности по геометрии, с большой степенью сложности, не решая их предварительно при подготовке к урокам. Делает это заведомо сознательно: поставить себя на место ученика, чтобы по ходу занятий, в отведённое для этого считанные минуты, найти правильное и быстрое решение. В том числе и за этот неординарный шаг ценят они своего учителя.
Есть мнение, что в прежних поколениях дети в отношении к учёбе были способнее. У Николая Владимировича свой взгляд на это. В среднем на класс как было, так и остаётся такое же количество учеников со способностями к математике и другим предметам. К слову, немного, 2-3 на класс из 15 — 18 учеников. Иное дело, что современные дети заранее для себя определяют, куда они намерены пойти учиться, реально оценивают свои возможности. Вчерашние его ученики , оканчивая физико-математические факультеты вузов страны, с удовольствием возвращаются в свой район. Роман Кондратович окончил университет, в котором занимался и Николай Владимирович, преподаёт математику в средней школе №1.
Н. В. Полежаев своим примером разносторонних увлечений, показывает, каким должен быть педагог. Знание, любовь к предмету он совмещает с работой на полставки в школе инженером-программистом. Не оставляет со времени учёбы в школе и университете серьёзного занятия музыкой. Руководит в СШ №3 объединением по интересам «Песня-рок». Творческие достижения его воспитанники-музыканты демонстрируют на различных мероприятиях в школе, на открытой площадке в городском сквере, выступают в учреждениях района.
Николай Владимирович находит время, невзирая ни на какую занятость, на спорт. Зимой это лыжи, коньки, в тёплое время года — вечерние пробежки, ежедневная зарядка. Есть последователи в его увлечении настольным теннисом, на счету которых первые места в районе.
Он принципиально не заставляет своих детей разделять собственные увлечения. Но, по-видимому, они стали примером для сына Алексея. Сначала Лёша попросился заниматься в классе с повышенным уровнем математики, где преподавал Николай Владимирович, и последние два года учился математике у отца. После избрал близкую к его профессию — занимается на втором курсе Могилёвского государственного университета им. Кулешова, получает инженерную специальность программиста.
Дочери Насте пять лет.
Признаётся, что на своих детей у педагогов, как правило, времени не остаётся. Но надеется, что и сына, и дочь увлечь музыкой ему удастся. Они живо интересуются, просматривая программные афиши, судьбой известного в 90-е годы в Минске ансамбля «Провокация», в котором на бас-гитаре играл их отец, и творчеством музыкальным и литературным игравшего в ансамбле Альгерда Бахаревича и литераторов, друзей ансамбля Ильи Сина и Змитера Вишнёва.
На занятиях с детьми в школе звучат песни и музыка из известного в то время репертуара. Звучат на разных языках. Оставаясь преданным белорусскому и русскому языкам, Николай Владимирович продолжает самостоятельно заниматься изучением английского языка и не забывает на немецкий язык, который изучал в школе и университете.
В этом весь он — увлечённый, не останавливающийся в поисках педагог, который владеет самым лучшим для педагога средством — умением учиться и находить для этого желание и время.
Виктор БИРЮКОВ.
В учителе для детей привлекательна личность,