Инспектор толочинской ГАИ проанализировала проблемные ситуации, возникающие на пешеходных переходах
В эти дни в Толочине нередко можно увидеть сотрудников РОВД, дежурящих у пешеходных переходов. Очевидно, что проводится какое-то профилактическое мероприятие. Рассказать о его содержании и целях в минувшую субботу мы попросили инспектора по административной практике ОГАИ Толочинского РОВД Титовец Е. Л. (на снимке).
— С 23 по 29 января проходит профилактическое мероприятие по предупреждению ДТП с участием пешеходов, в рамках которого сотрудники РОВД несут службу вблизи нерегулируемых пешеходных переходов, — рассказала Екатерина Леонтьевна. — В частности, в настоящий момент (На момент беседы. — Прим. ред.) мы дежурим у двух нерегулируемых переходов, на которых в разные годы были зафиксированы случаи наезда на пешеходов (возле почты на улице Энгельса и возе костёла на улице Ленина).
— Субъектами, с которыми вы работаете в рамках профилактического мероприятия, являются и пешеходы, и водители?
— Да, работаем со всеми участниками дорожного движения.
— Часто ли приходится делать замечания или каким-то иным образом вмешиваться в происходящее на дороге?
— Вчера во время дежурства с 17.00 до 19.00 я сделала шесть замечаний (суммарно водителям и пешеходам) и дважды помогла гражданам безопасно пересечь проезжую часть. Например, одну очень пожилую женщину, в силу возраста медленно передвигавшуюся, я сочла целесообразным лично сопроводить при переходе через дорогу, а когда к переходу приближались двое детей, приняла решение приостановить жезлом движение автомобилей, т. к. ребята были увлечены общением и совсем не обращали внимания на происходящее вокруг — как шли, так и пошли с тротуара на проезжую часть, даже не взглянув по сторонам. В связи с такой неосмотрительностью они, конечно, получили от меня замечание. Получила замечание и одна девушка, которая шла в капюшоне, глядя в телефон. Она тоже ни на что вокруг не обращала внимания, даже мое обращение услышала не с первого раза. Одного водителя пришлось остановить, т.к. он, приближаясь к переходу, не снизил скорость, хотя в тот момент две женщины собирались переходить дорогу.
— Как реагируют граждане на замечания? Как объясняют своё ненадлежащее поведение? Какие аргументы приводят в своё оправдание?
— Водитель, не пропустивший пешехода, обычно говорит, что не заметил его, или что пешеход находился вдалеке от перехода и водитель решил, что успеет проехать. Порой водитель жалуется, что не понял намерений пешехода: тот смотрел в дисплей своего мобильного телефона или был занят на ходу еще чем-либо, а значит, по мнению водителя, вроде как должен был дальше идти по тротуару по своей стороне, но вдруг, не взглянув по сторонам, резко свернул на «зебру».
— По моим наблюдениям, на пешеходных переходах действительно порой случаются недоразумения между водителями и пешеходами и возникает спорная ситуация, когда каждый из участников инцидента мог бы привести в своё оправдание весомые аргументы. Иногда пешеходы и вправду резко выскакивают на проезжую часть, словно только что приняли решение переходить, не удосужившись оценить обстановку на дороге. Некоторые водители перестраховываются и останавливаются, хотя пешеход ещё далеко, а тот, как назло, приблизившись к переходу, неуверенно переминается с ноги на ногу и не решается идти.
— Как раз вчера был подобный случай. Женщина собиралась перейти дорогу, но не решалась. Остановилось уже несколько автомобилей друг за другом, а она не начинала движение. Я обратилась к ней: «Идите, вас пропускают». Но гражданка ответила: «Нет, я подожду». И только когда я второй раз объяснила, что всё-таки водители ждут, пока она перейдет, она пошла.
— В связи с этим эпизодом напомните, пожалуйста, основные принципы, которыми следует руководствоваться водителям и пешеходам при движении в зоне нерегулируемых переходов, чтобы не создавать лишних проблем друг другу и не подвергать никого опасности.
— С учётом требований Правил дорожного движения, а также с учётом статистики и анализа дорожно-транспортных происшествий участники дорожного движения на нерегулируемых пешеходных переходах должны действовать следующим образом.
Пешеходы. Приблизившись к переходу, остановитесь и всем своим внешним видом продемонстрируйте намерение пересечь проезжую часть, т. е. повернитесь лицом к «зебре», прервите общение с попутчиками (если до этого момента общались с кем-то), можно также совершить выступ ногой в сторону перехода. Убедитесь в отсутствии транспортных средств с обеих сторон или в том, что транспортные средства остановились и пропускают вас (т. е., как учат в школе, посмотрите налево и направо), и, не задерживаясь, пересеките проезжую часть. Приближаясь к переходу, не пользуйтесь мобильными телефонами, наушниками и прочими гаджетами, поскольку они могут отвлечь вас в опасный момент. Маленьких детей переводите за руку, желательно за запястье (ладошка может выскользнуть). Велосипед нужно катить, а не ехать на нём.
Водители. Всегда необходимо быть предельно внимательным, ни на что не отвлекаться, следить за дорожными знаками и соблюдать скоростной режим, благодаря чему вы успеете затормозить даже перед непредсказуемо появившимся на проезжей части пешеходом. Приближаясь к пешеходному переходу, снижайте скорость. Если видите пешехода, намеревающегося пересечь проезжую часть (человек стоит лицом к переходу и явно собирается начать движение), остановитесь и не трогайтесь, пока он не перейдёт дорогу. Если пешеход ведет себя неуверенно, не решается переходить, проявите терпение, не подгоняйте его миганием фар, звуковым сигналом или каким-либо иным образом, т.к. человек может не понять значения ваших манипуляций и растеряться еще больше, особенно если это ребёнок.
Таким образом, если все (водители со своей стороны, пешеходы — со своей) будут придерживаться своих обязанностей, то никаких противоречий и происшествий на нерегулируемых пешеходных переходах происходить не будет.
Беседовал Сергей АБРАМОВИЧ.