Усилены требования к претендентам на трудоустройство в государственные органы и организации

22 ноября 2021 11:10

В прошлом месяце принят и вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 12 октября 2021 года №6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь (корректируется Декрет №5 от 15 декабря 2014 года «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»)». Данный документ, как сказано на сайте Главы государства, «принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесённых в Трудовой кодекс».

Разъяснить утверждённые декретом новшества мы попросили главного специалиста управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома Валентину Сипачёву.

— Валентина Адамовна, кого и каким образом затронут положения Декрета №6?

— Данным декретом дополнен и скорректирован вышеупомянутый Декрет №5 в части вопросов приёма на работу в государственные органы и организации, а также в организации, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности (для простоты изложения далее будем именовать их также государственными организациями). В частности, определены требования к характеристике с предыдущего места работы, установлена ответственность за нарушение порядка приёма на работу, дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.

— При трудоустройстве в государственный орган или организацию обязательна характеристика от предыдущего нанимателя?

— Декретом №6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, при приёме на работу в государственные органы и организации запрашивать характеристику работника с предыдущего места работы. При этом если лицо, принимаемое на работу, на протяжении последних пяти лет работало в государственных и негосударственных организациях и последним местом его работы была негосударственная организация, то наниматель должен запросить две характеристики — с последнего места работы и с последнего места работы в государственной организации. Если все места работы являлись только государственными организациями либо только негосударственными, то характеристика запрашивается одна — с последнего места работы. Если человек работал и в государственных, и в негосударственных организациях, а последним местом работы является государственная организация, то характеристика также запрашивается одна.

Кроме того, если человека принимают на руководящую должность, то помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о совершённых данным лицом правонарушениях. Причём запрос о правонарушениях подаётся с письменного согласия претендента на руководящую должность.

— А если претендент не даст письменного согласия?

— Тогда наниматель не сможет сделать запрос и, следовательно, не сможет принять его на работу.

— Какие сведения содержит характеристика?

— Она должна быть составлена по форме, утверждённой Советом Министров Республики Беларусь (постановление №585 от 14.10.2021 г.), и, в частности, отражать профессиональные, деловые и моральные качества работника, содержать сведения о привлечении его к дисциплинарной и иной ответственности. Также в характеристике, выдаваемой по запросу госоргана или госорганизации, отражаются сведения об отношении лица к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся им действиях против порядка управления и общественной безопасности, о случаях антигосударственных проявлений на рабочем месте.

— Какие последствия ждут нанимателя, который пренебрежёт одним из вышеупомянутых требований?

— Нарушение порядка приёма на работу, назначения на должность, в том числе выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, признаются грубым нарушением трудовых обязанностей и являются основанием для увольнения руководителя организации (её обособленного подразделения), его заместителя по пункту 1 части первой статьи 47 Трудового кодекса, а главного бухгалтера и его заместителя и иных работников, ответственных за соблюдение порядка приёма на работу и выдачу характеристик, — по пункту 7 ст. 42. Если же виновными деяниями должностных лиц при приёме на работу причинён ущерб государственной собственности либо существенный вред государственным или общественным интересам, то такие деяния влекут уголовную ответственность.

— Напомните, чем грозит увольнение по дискредитирующим обстоятельствам, и расскажите, как их перечень дополнен в связи со вступлением в силу шестого декрета.

— В перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения (прогул, появление на работе в состоянии опьянения, хищение имущества нанимателя и др.) добавлено такое обстоятельство, как нарушение работником порядка сбора, систематизации, хранения, изменения, использования, обезличивания, блокирования, распространения, предоставления, удаления персональных данных. Т.е. в случае подобного нарушения, выразившегося, например, в несанкционированном использовании чьих-либо личных данных, доступных работнику в связи с выполнением им своих должностных обязанностей, такой работник увольняется по ст. 47 Трудового кодекса и впоследствии, как и в случае увольнения по любым иным дискредитирующим обстоятельствам, в течение пяти лет не может быть принят на должности, включённые в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров, облисполкомов и Минского горисполкома, райисполкомов, горисполкомов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. А на иные руководящие должности (т. е. кроме вышеперечисленных) в организации государственной и частной форм собственности после увольнения по дискредитирующим обстоятельствам в течение пяти лет лицо может быть назначено только при условии согласования этого назначения с председателем районного, городского (города областного подчинения) исполкома, главой администрации района г. Минска (города областного подчинения), на территории которого расположена данная организация либо её соответствующее структурное подразделение.

— Кроме увольнения, работники, допустившие те или иные нарушения, могут быть отстранены от работы, т. е. временно не допущены к исполнению должностных обязанностей. Подобные случаи тоже оговорены в изменённом Декрете №5. Что именно там сказано по этому поводу?

— Подпункт 3.4 пункта 3 Декрета №5 дополнен нормой, предоставляющей право нанимателю незамедлительно отстранять работника от работы в случае, если он призывает других работников к прекращению выполнения трудовых обязанностей без уважительных причин. Кроме того, определены пределы периода отстранения работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлёкших или способных повлечь причинение организации ущерба: работник отстраняется от работы (приказом либо распоряжением с указанием причины) до устранения нарушений, т. е. допуск его к работе возможен только тогда, когда отпали обстоятельства (причины), послужившие основанием для отстранения.

Беседовал
Сергей АБРАМОВИЧ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене