Закон о противодействии экстремизму: новые направления в борьбе

30 декабря 2021 10:15

15.05.2021 официально опубликована новая редакция Закона «О противодействии экстремизму» (далее — Закон N 203-З). Она вступила в силу 16.06.2021.

В новой редакции Закона N 203-З значительно расширено определение понятия «экстремизм» («экстремистская деятельность»). Кроме традиционных субъектов экстремистской деятельности (граждан и политических партий) в перечень возможных субъектов экстремистской деятельности также включены профсоюзы, иностранные или международные общественные объединения, представительства религиозных и иных организаций, экстремистские формирования и индивидуальные предприниматели (абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона N 203-З).

Как и ранее, к экстремистским отнесены действия по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя, общественную безопасность (абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона N 203-З).

Значительно расширен перечень видов экстремистской деятельности. В дополнение к ранее установленным к экстремистской деятельности, в частности, отнесены:

  • распространение заведомо ложных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении Беларуси, правовом положении ее граждан, сведений, дискредитирующих Беларусь (абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 203-З). Представление заведомо ложных сведений является уголовным преступлением и наказывается арестом или лишением свободы на срок до 2 лет (ст. 369-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
  • оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей, дискредитация органов государственной власти и управления (абз. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 203-З). Публичное оскорбление представителя власти в связи с выполнением им служебных обязанностей влечет уголовную ответственность и наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет (ст. 369 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
  • организация и осуществление массовых беспорядков, актов вандализма, сопряженных с повреждением или уничтожением имущества, захвата зданий и сооружений, иных действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активного участия в них по мотивам расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни, политической или идеологической вражды (абз. 11 ч. 1 ст. 1 Закона N 203-З).

Расширено понятие «экстремистские материалы». К числу таких материалов может быть отнесена символика и атрибутика, а не только информационная продукция (ч. 2 ст. 1 Закона N 203-З).

Под «экстремистской символикой и атрибутикой» в Законе N 203-З понимаются используемые в целях осуществления экстремистской деятельности или ее пропаганды, в том числе путем публичной демонстрации, и при призывах к экстремистской деятельности и действиям флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, граффити, логотипы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, иные подобные объекты, включая объекты, которые являются или могут являться объектами авторского права, смежных прав, права промышленной собственности, в том числе нацистская символика и атрибутика, а равно любые изображения лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор в связи с совершением экстремистских деяний (ч. 5 ст. 1 Закона N 203-З).

Расширено такое понятие как экстремистская организация – организация, осуществляющая экстремистскую деятельность, либо оказывающая иное содействие экстремистской деятельности, либо признающая возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирующая экстремистскую деятельность, в отношении которой принято и вступило в законную силу решение суда о признании ее экстремистской.

Введено понятие «экстремистское формирование».  Под таким формированием понимается группа граждан, которая осуществляет экстремистскую деятельность, либо оказывает иное содействие экстремистской деятельности, либо признает возможность ее осуществления в своей деятельности, либо финансирует экстремистскую деятельность, в отношении которой принято решение МВД или КГБ о признании ее экстремистской (ч. 4 ст. 1 Закона N 203-З). Разница между понятиями «экстремистская организация» и «экстремистское формирование» заключается в том, что организация зарегистрирована официально и имеет соответствующий организационно-правовой статус, а группа такового не имеет. Критерии, которые относят организации и формирования к экстремистским, — одинаковые. При этом организация признается экстремистской по решению суда (ранее только Верховного Суда), а группа признается экстремистской решением правоохранительных органов (МВД, КГБ) (ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 12 Закона N 203-З).

Закон N 203-З предусматривает, что противодействие экстремизму в первую очередь осуществляться через гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, формирование у граждан духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма (абз. 2 ст. 4). Это направление деятельности является новшеством в Законе N 203-З. Иными направлениями противодействия экстремизму, как и прежде, остаются профилактические меры, а также предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности (ст. 4 Закона N 203-З).

Значительно расширен перечень субъектов, которые должны противодействовать экстремизму. К их числу отнесены Минкультуры, Минобразование, Минюст, Национальная академия наук и некоторые другие (абз. 9, 11 — 16 ч. 3 ст. 6 Закона N 203-З).

К мерам противодействия экстремизму относятся:

— официальное предупреждение (ст. 9 Закона N 203-З);

— предписание (ст. 10 Закона N 203-З);

— приостановление деятельности организации (представительства иностранной или международной организации, ИП) (ст. 11 Закона N 203-З);

— признание организации экстремистской, запрещение ее деятельности и ликвидация (ст. 12 Закона N 203-З);

— признание деятельности ИП экстремистской и ее прекращение (ст. 13 Закона N 203-З).

За распространение информационной продукции, признанной эксремистской (размещение ссылок на личных страницах в соцсетях, в открытых группах мессенджеров: Viber, WhatsApp и др., в комментариях под публикациями и т.п.), использования запрещенных предметов либо предметов с запрещенными изображениями, эмблемами, символами предусмотрена административная ответственность:

- по ч.1 ст. 24.26 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности – в случаях использования запрещенных законодательными актами флагов, вымпелов, плакатов, эмблем или символов, а равно их изготовление -  влекут наложение штрафа от пяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до сорока базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до шестидесяти базовых величин.

- по ч.2 ст. 19.11 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности – распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Республиканский список экстремистских материалов размещен на официальном сайте Министерства информации Республики Беларусь (http://mininform.gov.by/).

Помощник прокурора

Толочинского района

Юрист 2 класса                                                                           О.Н.Куприянец

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Год исторической памяти

Партизаны Толочинщины

Прямые линии

Ритуальные услуги

Поможем храму!

ЧТУП “РОУЗТОРГ”

Наш календарь

Декабрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив новостей

Мы в Инстаграме

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram