Об оценке шума при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда
При проведении органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь проверок соблюдения законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и анализа документов, предоставляемых нанимателями в электронном виде по аттестации рабочих местах по условиям труда (далее — аттестация), участились случаи выявления неправильной оценки условий труда по шуму на рабочих местах работников организаций республики.
В целях предупреждения неправильной оценки шума и, как следствие, необоснованного установления работникам компенсаций по условиям труда, определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании», Министерство труда и социальной защиты при оценке условий труда по шуму в ходе аттестации разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253, оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.
Указанный порядок определён в Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (далее — Инструкция), с изменениями и дополнениями.
В Инструкцию постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 2 (постановление вступило в силу с 11 апреля 2014 г.) внесён ряд изменений и дополнений: в пункте 33 Главы 6 Инструкции и подстрочном примечании к таблице 4 Приложения 1 изменилась редакция, касающаяся оценки фактора «шум» на рабочем месте при аттестации.
Учитывая указанные изменения, на рабочих местах работников предприятий и организаций всех сфер деятельности оценка условий труда по шуму должна проводиться в соответствии с Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утверждёнными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16 ноября 2011 г. № 115 (далее – СанПиН № 115).
В связи с этим в протоколах исследования шума (форма предусмотрена в Приложении 2 к Инструкции) должен указываться предельно допустимый уровень (далее — ПДУ) шума с учётом характера выполняемых работ в соответствии с СанПиН № 115.
Данные Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы не распространяются, в том числе, на: помещения и объекты специального назначения (радио-, теле-, киностудии, залы театров и кинотеатров, концертные и спортивные залы, испытательные полигоны); шум, создаваемый медицинской техникой в помещениях организаций здравоохранения, шум звуковоспроизводящих и
звукоусилительных устройств, нормирование уровней шума в данных помещениях и объектах производится в соответствии с другими нормативными актами.
Следовательно, для оценки условий труда на рабочих местах работников при аттестации не применяются:
- Санитарные нормы и правила «Требования к шуму звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках», Гигиенический норматив «Допустимые уровни звучания звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках»;
- Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики»;
- Санитарные правила и нормы 2.1.8.12-37-2005 «Гигиенические требования к шуму, создаваемому изделиями медицинской техники в помещениях организаций здравоохранения».
Уровни звука на рабочих местах работников, обслуживающих указанные объекты и оборудование, измеряют и оценивают в соответствии с требованиями СанПиН № 115.
Условия труда работников, использующих в своей работе шумящее оборудование (вне зависимости от сферы деятельности), оцениваются по предельно допустимым уровням шума (ПДУ), установленным в зависимости от характера работ, вида выполняемой деятельности и с учётом тяжести и напряжённости их труда (Приложение 1 Таблица 1 и таблица 2 СанПиН № 115).
Таким образом, например, для медицинских работников, осуществляющих врачебную деятельность и не применяющих шумящее оборудование (врачи-специалисты, осуществляющие приём пациентов, врачи-диагносты и т.п.), ПДУ устанавливается по таблице 1 приложения 1 п. 1 СанПиН № 115). Для медицинских работников, среднего медицинского персонала, использующих шумящее оборудование, (кабинеты физиотерапии, врачи-стоматологи и т.п.) оценка шума выполняется с учетом ПДУ, установленного по таблице 2 приложения 1 СанПиН № 115.
Кроме того, согласно пункту 33 Инструкции рассчитанная величина шума сравнивается с ПДУ, предусмотренным в СанПиН № 115. При этом эквивалент ПДУ не рассчитывается.
Полученная фактическая величина сравнивается с ПДУ для конкретного вида работ. В случае, если работник работает в разных рабочих зонах и ПДУ для них разный, фактический уровень шума необходимо сравнивать с ПДУ той зоны, в которой ПДУ выше.
Проведён анализ протоколов исследований шума, оформленных аккредитованными испытательными лабораториями по результатам проведённых исследований для целей аттестации. В них указаны, например, «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, занятых в кабинетах ультразвуковой диагностики», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.11.2008 № 194, «СанПиН 2.1.8.12-37-2005», «Инструкция по применению № 109-1210 «Измерение и гигиеническая оценка шума в производственных условиях», что не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих проведение аттестации.
Дмитрий Дроздовский,
главный специалист управления по труду, занятости
и социальной защите Толочинского райисполкома.