Толочинский театр вершит судьбы и воплощает мечты

27 марта 2023 14:30

Сегодня профессионалы и любители театрального искусства отмечают Всемирный день театра, установленный в 1961 году по инициативе Международного института театра. К Толочину данный праздник имеет самое непосредственное отношение, поскольку наш город, как бы ни высокопарно это звучало, славится богатыми театральными традициями. Уже на протяжении 103 лет здесь действует организованный когда-то при избе-читальне, а теперь работающий при районном Центре культуры и народного творчества любительский театр, в 1971 году получивший звание народного и с тех пор снова и снова подтверждающий его многочисленными успешными постановками, увлеченной игрой артистов, популярностью у зрителя.

Накануне примечательной странички календаря мы заглянули за кулисы театра, чтобы пообщаться с артистами. Зритель видит их на сцене в образах персонажей, а в реальной жизни, не будучи знаком с кем-либо из них лично, при встрече может даже не узнать (свидетельство профессионализма в деле перевоплощения!). Кто же эти люди и как они пришли в театр? Что привлекло их в труппу и не отпускает некоторых десятилетиями?

Встреча с суженым

Алла Орловская (педагог на пенсии) в труппе с начала 60-х годов. Здесь она встретила своего спутника жизни.

— Мы жили в Сенно, и когда однажды к нам приехал театр из Толочина, я обратила внимание на одного молодого актера, — вспоминает Алла Федоровна. — Я в те времена занималась акробатикой, поэтому когда в 1962-м переехала в Толочин, меня пригласили в театр: мол, там на сцене выступала, сможешь и здесь, неважно, что специфика другая, научишься. Так и сошлись наши пути с Анатолием Даниловичем.

Анатолий Орловский (теперь уже в театре не играет) был на сцене не новичком, а продолжателем династии: в этом же коллективе играли его мама Вера Павловна, тети Любовь Павловна Юревич, Зинаида Корниловна Юревич и Джина Павловна Шибеко.

Возможность прожить множество жизней

Ветераном театра является и Клавдия Кастрица. Со Светланой Васильевой — режиссером, возглавляющим коллектив уже на протяжении 45 лет, знакома с детства.

— Жили на одной улице, учились в одной школе, дружили, — вспоминает Клавдия Ивановна. — В школе Свету называли девочкой-огоньком, потому что она была везде и всюду, участвовала во всех мероприятиях и сама подавала бесконечные идеи, увлекала ими своих сверстников. Такой она остается по сей день, благодаря чему, наверное, и существует наш театр — держится на ее энтузиазме. Вот я, например, никогда не думала, что смогу играть, мне казалось, что я боюсь сцены как огня и что мне, банковскому работнику, там никогда не найдется места, но Светлана смогла убедить меня попробовать, помогла раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе. С годами сцена стала для меня потребностью: я с удовольствием перевоплощаюсь в различные образы и проживаю их жизни, тем самым обогащая свой внутренний мир, отвлекаясь от одолевающих иногда тяжелых мыслей, получая заряд бодрости и оптимизма.

Хоть на пенсии, но детская мечта сбылась

13 лет назад, оставив службу в милиции в связи с выходом на пенсию и став таким образом более свободным человеком, в театр пришел Владимир Чепленок.

— Творчеством, различными видами художественной самодеятельности я увлекаюсь со школьных лет, — рассказывает Владимир Александрович. — Сочиняю стихи, играю на гармони, пою. В детстве я мечтал стать военным, но судьба распорядилась иначе — посвятил жизнь службе в органах внутренних дел.

Кстати, первая выпавшая Владимиру Чепленку в театре роль оказалась тематически близкой к его профессии — он играл жандарма. А позже реализовал на сцене и свою детскую мечту, сыграв полковника в пьесе Алексея Дударева о событиях Великой Отечественной войны «Не пакідай мяне».

Непросто сыграть старика, когда самому 35

Более 15 лет назад труппу пополнил Александр Чурилов. Педагог по профессии и активист в общественной жизни, он часто выступал на сцене Центра культуры в роли ведущего различных мероприятий, поэтому не мог остаться незамеченным и тоже был приглашен Светланой Васильевой.

— В целом на сцене я уже более 25 лет, — посвящает Александр Иосифович в детали своей творческой биографии. — Но роль ведущего и роль в спектакле, конечно же, имеют совсем разную специфику. У ведущего мало возможностей импровизации, да и необходимости такой нет, а артисту без нее не обойтись, ведь заучить слово в слово огромные объемы текстов практически нереально. Кроме того, актер должен вжиться в образ, раскрыть его и донести до зрителя.

Особенно непростой стала для Александра Иосифовича роль 70-летнего старика в пьесе Алексея Дударева «Вечар». Самому артисту на тот момент было только 35, а значит, необходимо было и хорошенько загримироваться, и вообразить себя слабым, уставшим, больным человеком на склоне жизни, и убедить в этом зрителя. Кроме того, пьеса длится полтора часа, а действующих лиц в ней трое — т. е. все полтора часа приходилось находиться на сцене и удерживать внимание публики.

Очередную роль Александр Чурилов сыграет в спектакле по пьесе Василия Ткачева «Таблетка ад старасці», премьера которого ожидается в ближайшее время.

От себя не убежишь

Библиотекарь Оксана Самсонова мечтала о сцене с детства, но не встретила понимания и поощрения среди близких людей и к моменту окончания школы выбрала другой путь. Правда, от себя не убежишь, и в конце концов судьба все же привела ее на подмостки:

— Когда я говорила, что хочу поступать на актрису, мама разубеждала меня, мол, что ты, Оксана, какая из тебя артистка, посмотри, сколько талантливых людей, артисты — это особенные люди, и жизнь у них особенная… И так моя мечта потихоньку угасла. Но театр я всегда любила, всегда с удовольствием приходила на премьеры в наш Центр культуры, с восхищением смотрела на игру артистов и представляла себя на их месте. Кроме того, свое стремление к игре для публики косвенно реализовывала, участвуя в проводимых библиотекой массовых мероприятиях (беседы, «круглые столы» и т. п.). А однажды Светлана Васильева пришла к нам в библиотеку по своим надобностям и между делом предложила мне попробовать себя в театре.

Оксана Александровна очень ответственно относится к игре, пропускает образ персонажа через себя, максимально вживается в него. В День памяти воинов-интернационалистов она сыграла мать, у которой война забрала сына (в постановке, подготовленной директором Центра культуры Екатериной Хадневич), и сказала, что больше на подобные роли не согласится, т. к. не выдержит эмоционального напряжения, не вынесет обрушившегося на персонажа горя, а играть отстраненно, механически, халтурно не может себе позволить, стыдно перед зрителем. А вот роль в детской юмористической антивоенной пьесе Владимира Илюхова «Принцесса-генерал», призывающей решать споры путем переговоров и не конфликтовать из-за пустяков, исполнила в конце прошлого года успешно и с удовольствием.

За компанию с Оксаной пришла в театр ее коллега Алеся Галыга. С детства она поет, в рамках своей работы тоже принимает участие в проводимых библиотекой массовых мероприятиях. В настоящее время репетирует свою дебютную роль (играть еще не приходилось) в спектакле «Таблетка ад старасці».

И Оксана, и Алеся довольны тем, что обстоятельства привели их в труппу, наслаждаются здесь общением с близкими по духу творческими людьми и с энтузиазмом используют новую возможность творческой самореализации.

Надежный друг и дефицитный кадр

Толочинскому театру, по наблюдениям Светланы Васильевой, всегда не хватало мужчин. И однажды в поисках выхода из трудного положения (не получалось найти человека на роль) она обратилась к старому другу — Владимиру Дроздову. Владимир Петрович приехал в Толочин из Минска 30 лет назад в составе бригады, ремонтировавшей Центр культуры (тогда это был еще Дом культуры, а Светлана Васильева работала его директором), и остался. Теперь работает в Центре культуры водителем — возит по району артистов, а при необходимости сам переодевается и выходит на сцену.

Добрый, отзывчивый человек с чувством юмора, надежный друг, инициативный и способный: и станцует, и споет, — так отзываются о нем в театре. На похвалы Владимир отвечает скромно, но чувствуется, что с любовью, теплотой к своему дополнительному — сценическому — ремеслу:

— Где получается, там помогаю, куда приглашают, туда иду, не отказываюсь, надо людей   радовать.

Тяжело на репетиции, легко на премьере

В качестве актера новым человеком стал для театра и Денис Валицкий, хотя тоже давно работает в Центре культуры. Успел сыграть уже две роли.

— На сцене выступаю часто, но только как исполнитель песен, поэтому пришлось приложить определенные усилия, чтобы освоить новый вид деятельности, — признается Денис. — Совсем непривычным делом стало заучивание больших объемов прозаического текста: нужно разобраться и запомнить, как твои реплики сочетаются с репликами других действующих лиц, произнести каждую из них в нужный момент с нужной интонацией… Впервые взглянув на сценарий, я был ошеломлен, настолько сложным он мне показался. Но прочитал раз, второй, третий, составил себе общую картину, вник в суть, — и в процессе репетиций, а позже и в ходе показа все пошло вполне гладко.

До выхода на сцену Денис занимался и теперь продолжает заниматься технической составляющей спектаклей — подбирает вместе с режиссером Светланой Васильевой и звукооператором Сергеем Петрушиным музыкальное сопровождение и фоновые изображения для создания соответствующей постановке атмосферы.

Удачный дебют

Десятиклассница Сусанна Шаркович собиралась поступать после девяти классов в колледж на специальность актерское искусство, но пока передумала. И как раз в тот год учительница предложила ей сыграть в театре. Возможностью попрактиковаться в профессии, которая на тот момент ее очень занимала (теперь приоритеты немного изменились), Сусанна воспользовалась и согласилась сыграть принцессу Августину в вышеупомянутой постановке «Принцесса-генерал».

— Сусанна спокойная и скромная, сдержанная девочка, нам пришлось и над посылом голоса поработать, чтобы реплики были слышны в задних рядах, и над движением по сцене, — вспоминает Светлана Васильева. — Но в то же время она имеет свое мнение, свое собственное видение ситуации, и не раз спорила со мной, говорила: нет, я так не пойду — я вот так пойду, нет, кричать я не буду и т. д., в общем, показала себя настоящей, знающей себе цену принцессой. И в итоге сыграла прекрасно.

Спасибо режиссеру, спасибо артистам

Рассказывая о видении своего места в театре, все артисты с благодарностью отзываются о своем режиссере. Они признательны Светлане Васильевой за то, что в свое время пригласила их, за то, что сомневавшихся в своих актерских способностях смогла убедить в обратном, и за то, что по сей день несет на своих плечах такую непростую ношу. Ведь обеспечить деятельность любительского театра — непосильный труд. Прежде всего потому, что большинство артистов — работающие люди, имеющие возможность явиться на репетицию только вечером и в выходные, и собрать всех одновременно получается далеко не всегда, так что приходится работать урывками, прогоняя отдельные эпизоды с теми, кому удалось прийти. Кстати, и при подготовке данной публикации мы побеседовали тоже не со всеми, с кем хотелось: по стечению обстоятельств остались за кадром посвятившая театру более 25 лет Наталья Микульчик, Руслан Заболотник (за 20 лет сыграл не менее 13 ролей, отвечает за декорации), Владимир Хохлов, Сергей Берестов.

А режиссер в свою очередь выражает признательность артистам:

— Я благодарна вам всем за верность нашему театру, за то, что невзирая на занятость и усталость вы снова и снова спешите в эти стены, чтобы продолжить славные традиции нашего коллектива. А пока идет постановка, я испереживаюсь до изнеможения, наблюдая за каждым и думая: хоть бы все получилось, хоть бы никто не сбился, не запнулся.

За годы работы в качестве режиссера Светлана Васильева поставила, по ее подсчетам, более 70 спектаклей. В театре она работает 49 лет (из них руководит коллективом — 45), а в целом в сфере культуры — 53 года. В конце прошлого года Светлана Васильева награждена нагрудным знаком Министерства культуры «За ўклад у развіццё культуры Беларусі», ранее, по результатам работы за 2021-й, занесена на районную Доску почета.

Несомненно, у коллектива с таким опытом и потенциалом впереди еще много творческих свершений, поэтому пускай его жизнь будет долгой — на радость благодарным зрителям, которых обычно собирается полный зал.

Сергей АБРАМОВИЧ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 10.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Толочинский театр вершит судьбы и воплощает мечты, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Март 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене