2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный резолюцией Генеральной ассамблеи ООН. Детский аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности.
Причины развития заболевания изучены недостаточно. Аутизм — это нейробиологическое расстройство, т. е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Ребенок рождается с аутизмом, а в первые три года жизни становятся заметны следующие расстройства:
1. Безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) — эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни.
2. Отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий» взгляд), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9 — 14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету.
3. Стереотипные движения руками и пальцами.
4. Отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12 — 15 месяцев.
5. Особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).
К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем мире собственные стереотипные действия). Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически — фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира. Взрослые снова и снова переживают ощущение беспомощности, невозможности научить ребенка, успокоить его, уберечь от тяжелых переживаний. Родители в это время уже ясно понимают, что у ребенка существуют серьезные проблемы в развитии, и начинают искать помощи у специалистов. При этом следует иметь в виду, что аутизм окружен множеством мифов, и родители, чьи дети страдают данным заболеванием, могут стать жертвами шарлатанов.
Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребенка. Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
Марина Лапикова,
учитель-дефектолог ГУО «Толочинский ЦКРОиР».