От Сурновки до Байконура
Кандидат исторических наук Эдуард Александрович Корнилович за свою долгую и плодотворную жизнь написал 10 книг, посвященных белорусам, оставившим яркий след в политике, науке, культуре, военном деле. В последние годы жизни он активно собирал материалы по теме, о которой говорил с большим душевным подъемом. «В юности прочитал много произведений, связанных с изучением Вселенной, — рассказывал мне при встрече. — Вот и решил выяснить на старости лет, какую роль сыграли представители нашей республики в освоении космического пространства. И, знаешь, нашел десятки имен ученых, конструкторов, инженеров, сказавших свое веское слово в разработке или эксплуатации космической техники. В том числе — выходцев из наших краев. Останется время — напишу о них отдельную книгу».
Замысел свой претворить в жизнь историк не смог. Умер два года назад, успев передать в редакцию отдельные материалы по этой тематике. С одним из них (с небольшими правками и изменениями) мы предлагаем ознакомиться читателям нашей газеты.
Приятно находить в различных источниках сведения о своих земляках, связанных с развитием космонавтики в нашей стране. Например, о Евгении Егоровиче Белохвостике, родившемся в 1932 году в нашем районе. Его родную деревню Сурновку я хорошо помню по своему детству, где часто с братом бывал у родственников по линии матери. Поэтому хорошо представляю, какого лиха там хлебнул паренек в военные годы. Да и после освобождения нам, детям войны, пришлось очень несладко. Голод, разруха, тяжелый труд рядом со взрослыми…
Но, проявив характер, парень смог с отличием окончить школу в деревне, техникум железнодорожного транспорта в Орше, в 23 года стать мастером вагоностроительного завода в Калинине (сейчас город Тверь), окончить политехнический институт. Очевидно, потенциал целеустремленного молодого человека приметили, кому следует, и направили его в 1966 году в Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения СССР, где он вскоре стал ведущим специалистом. А со временем и начальником конструкторского отдела, которому правительство и поручило разработку новой конструкции железнодорожных вагонов для транспортировки различных образцов космической техники на космодром Байконур.
Дело в том, что уникальные по сложности составные части спутников, пилотируемых космических аппаратов и ракетных систем разрабатывали сотни предприятий, разбросанных по всему СССР. Задачей особой важности было доставить их в целости и сохранности специальным транспортом к месту сборки в цехах полигона. В пути требовалось соблюсти десятки параметров — температуру, влажность, вибрацию, освещение, бактериологическую, химическую, радиационную, пожарную безопасность…
Конструкторы бюро под руководством Евгения Белохвостика успешно справились с этой задачей. Более того, он лично неоднократно перевозил подобные грузы на Байконур, внося соответствующие коррективы в оборудование. В краткой характеристике на него, с которой мне довелось ознакомиться, по этому поводу написано так: «Внес важный вклад в разработку агрегатов ракетно-космического и народно-хозяйственного назначения в части систем отопления, вентиляции, водоснабжения, систем кондиционирования, пожаротушения, дизель-генераторов».
Как видим, практическая космонавтика потребовала развития различных отраслей промышленности, где не последнее слово сказал наш земляк, удостоенный медали «За трудовое отличие».
Подготовил к печати
Михаил ПАВЛОВ.
P.S. По роду службы в Вооруженных Силах СССР и России довелось работать с ядерным оружием, которое для решения определенных задач перевозилось в подобных вагонах. Да и вагонами их можно было назвать разве что по внешнему виду. Внутри — настоящая лаборатория, оборудованная разноплановой техникой и специальной защитой, которой не страшны природные и рукотворные катаклизмы. И только годы спустя, именно от Эдуарда Александровича, я узнал, кто приложил руки к их непосредственной разработке.