Выпускник Кохановской СШ Николай Журавлев посвятил военной авиации 27 лет жизни

20 августа 2023 12:17

Встреча одноклассников Кохановской средней школы имени И. П. Кожара, окончивших ее больше полувека назад, традиционно прошла в доме доктора технических наук Петра Красовского. И по сути вылилась в круглый стол, на котором многое повидавшие и испытавшие в своей жизни люди не только вспоминали школьные годы, но и обсуждали проблемы, с которыми столкнулась наша страна.

Там я и познакомился с Николаем Журавлевым, прибывшим на долгожданное свидание с друзьями из Орши. Именно ему были адресованы  эти стихотворные строки одноклассницы Галины Хацкевич:

У каждого из нас своя дорога,

Свои надежды, цели и мечты.

Одним для счастья надобно немного,

Другим — парение полета, высоты…

Дело в том, что Николай четверть века своей жизни посвятил боевой авиации, шагнув в небесную высь после завершения срочной службы в Германии.

— Где в должности радиотелеграфиста получал и обрабатывал соответствующую информацию о ее действиях в воздухе на командном пункте соединения ПВО, — кратко охарактеризовал свои обязанности в составе боевого расчета. — Там и проникся уважением к боевым самолетам. Поэтому над предложением продолжить в авиации службу совсем не раздумывал. Прошел  строгую медкомиссию и поступил в Канскую авиационную школу, где получил основательную профессиональную подготовку в качестве стрелка-радиста и после экзаменов был допущен к летной работе.

По окончании учебы наш земляк служил в Беларуси на аэродроме «Болбасово» в экипаже дальнего бомбардировщика ТУ-16, где отвечал за  радиооборудование и связь с командованием. Важно подчеркнуть, что этот самолет в авиационной компоненте сил ядерного сдерживания был основным на то время в составе стратегической авиации СССР. Именно с него был сброшен ряд ядерных бомб на полигонах страны в испытательных целях в начале 60-х годов прошлого века.

— Раз в месяц, строго по графику, мы осуществляли полеты с ядерным оружием на борту, — вспоминал свою молодость ветеран. — Его загружали на борт в обстановке повышенных мер секретности соответствующие специалисты. Полетное задание знал один командир. Подобные действия явились ответным шагом на поведение авиации НАТО, осуществлявшей патрулирование вдоль наших западных рубежей. Мы дали всего лишь симметричный ответ…

Николай вспоминал, что при этом одним из самых сложных и опасных испытаний для экипажа была дозаправка бомбардировщика в воздухе. Давалась она экипажам после изнурительных тренировок, как на земле, так и в воздухе. И все равно трагедии случались достаточно часто. Например, с 1958 по 1964 год в СССР при этой операции разбилось 15 машин.

— Напряжение в такие моменты в нашей кабине просто зашкаливало, — говорил ветеран. — Упущение любого из нас могло обернуться бедой. Поэтому выверялся каждый шаг, каждое движение, каждый вздох экипажа… Это совсем не метафора. В недрах Министерства обороны именно в это время появился секретный доклад по итогам медицинского освидетельствования летного состава стратегической авиации. Оказалось, что именно при дозаправке он испытывал крайнее физическое, психологическое и нервное напряжение. Пульс у членов экипажа в стрессовой ситуации достигал 200 ударов в минуту, резко повышалось давление, температура тела, с соответствующими негативными последствиями для организма…

За годы службы выполнял Николай и специальные задачи за рубежом нашей страны, за что был награжден медалью «От афганского народа». Действительно, ТУ-16 при необходимости выступал в Советском Союзе в качестве безотказной рабочей лошадки, способной доставить большое количество техники, грузов, людей в любую точку планеты.

— Уволился в 1988 году, посвятив авиации 27 лет, — подвел краткий итог своей службе земляк. — По сути дела, одновременно с ТУ-16-ми, которые стали в ВВС снимать с вооружения и переходить на новую авиационную технику, способную нести ракетное вооружение нового поколения в ядерном исполнении.

К слову, о ядерном оружии. В процессе обмена мнениями в этот вечер сам собой встал вопрос о его размещении на территории нашей страны и подготовке белорусских пилотов к его применению в случае угрозы Союзному государству. Все одноклассники были единогласны: решение Президента своевременное и абсолютно правильное.

— Надо остудить соседям горячие головы, — как профессионал, кратко  прокомментировал этот шаг Николай Журавлев. — Что поделаешь, если там боятся и уважают только реальную силу.

Николай ПЕТРУШЕНКО.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене