История православия на Толочинщине. Молявка: от села до деревни
Население небольшой деревни недалеко от автодороги Р19 сегодня составляют преимущественно дачники и уроженцы деревни, время от времени приезжающие сюда. А когда-то Молявка была довольно крупным селом, здесь были и церковь, и церковно-приходская школа.
Одну из версий происхождения названия населенного пункта озвучил в своем письме в редакцию Леонид Осипов, детство которого прошло в Молявке.
«Как рассказывала бабушка, — читаем в письме, — название деревни Молявка произошло от того, что на сельский сход по поводу слияния хуторов в деревню пришло мало народа. Из-за малой явки деревню так и назвали — Молявка».
Первое упоминание о деревне найдено в документах 1812 года, где есть сообщение о сожжении населенного пункта французами. А история храма начинается в 1841 году, свидетельствует об этом тот факт, что метрические книги, приходно-расходные книги и исповедные росписи велись именно с этого времени. Церковь входила в состав 4-го Сенненского благочиннического округа Могилевской епархии.
—Храм в Молявке был построен в 1866 году на средства правительства из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, — рассказывает благочинный церквей Толочинского района протоиерей Александр Лазуко.— В то же время была построена колокольня. Престол храма был освящен во имя Архистратига Божиего Михаила. В штате храма числились священник и псаломщик. К храму относилось 62 десятины земли, которые включали в себя усадебную вместе с церковным погостом, пахотную, сенокосную и лес в полутора верстах от церкви. Храм был полностью обеспечен церковной утварью и богослужебными книгами.
Про колокольню молявской церкви упоминает в своем письме и Леонид Осипов: «По рассказам друга отца, колокольня была высокая и с нее хорошо была видна железнодорожная станция Славное».
К 1888 году в Молявке работала церковно-приходская школа, которая размещалась в помещении около храма. Учились в тот год в ней 15 мальчиков и одна девочка. Учительницей была дочь священника Ефросинья Котырло, получавшая 35 рублей в год за свою работу. Закон Божий преподавал священник Иоанн Котырло, пением с учениками занимался псаломщик Бруевич. Спустя 20 лет, в 1908 году, учителем церковно-приходской школы был диакон Михаил Романкевич.
Жизнь в Молявке кипела. Приход, в состав которого входили 13 населенных пунктов в радиусе 8 верст от церкви, в том числе деревни Глинники и Ильяне, в 1911 году состоял из 609 личных подсобных хозяйств, в которых проживало 4000 человек. В церковно-приходской школе обучалось уже 70 детей.
После выхода на пенсию священника Иоанна Котырло, сорок лет прослужившего настоятелем молявской церкви, на его место был назначен священник Феодот Осипов, дед того самого Леонида Осипова, который написал письмо в редакцию. Отец Феодот был настоятелем храма 12 лет, до 1917 года, когда он перебрался в Толочин, где до 1929 года служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
По воспоминаниям Леонида Осипова, в 1930 году церковь в Молявке закрыли и там разместили заключенных, реконструировавших автомобильную дорогу Москва — Брест и строивших на ней новый мост через реку Плисса. Но есть информация, что в 1937 году в Молявке еще был священник, о. Николай Тиминский, уроженец города Пружаны. Несмотря на преклонный возраст, а на ту пору отцу Николаю было уже 67 лет, он был обвинен в антисоветской агитации и расстрелян 22 сентября 1937 года. Чуть раньше, в 1934 году, власть расправилась и со зданием церкви, оставив видное место на возвышении посреди деревни пустым.
Сейчас здесь установлен памятный крест. Стоя около него и осматривая окрестности, понимаешь — молявская церковь была видна издалека. А с колокольни точно можно было обозревать округу на многие километры.
Заметив, что в деревне появились посторонние люди, к нам подходит одна из местных жительниц. Она делится своими воспоминаниями о том, что ее крестили в феврале 1945 года, но не в Молявке, где уже не было храма, а в Славенях.
— Я родилась слабенькая, вот родители и поспешили покрестить. Пешком восемь километров шли, а потом боялись разворачивать одеяло, в котором я была завернула, — улыбается женщина. — Но я выжила.
О молявской церкви она рассказать особо ничего и не может, она родилась уже после того, как храм был стерт с лица земли. Но предлагает заглянуть в построенную здесь в 2016 году другой местной жительницей на собственные средства часовню в честь архангела Михаила, добротное деревянное красивое строение, напоминающее по стилю церкви русского Севера.
— Инициативу проявила уроженка Молявки, — рассказывает отец Александр. — Сейчас она живет за границей, но иногда бывает здесь в родительском доме. Она хотела сначала, чтобы часовня была построена на месте, где располагался храм, но возникли некоторые трудности, строительство откладывалось, тогда она решила разместить часовню около родительского дома. Так и появилась в Молявке часовня.
Отец Александр совершает молебен. В тишине, нарушаемой только шелестом листвы и пением птиц, слова молитвы звучат особенно проникновенно.
Олеся КУЗЬМИЧ.
История православия на Толочинщине. Молявка: от села до деревни,