Григорий Анисенко: «Мне в 1984 году в военкомате сразу сказали: быть тебе, парень, танкистом»

10 сентября 2023 10:00

Кто прошел срочную службу в Вооруженных Силах страны, как правило,  хранит о ней добрую память. Директор филиала «Толочинская племенная станция» РУП «Витебское племпредприятие» Григорий Адамович Анисенко не исключение. Разве что зрелых впечатлений из армии вынес значительно больше.

«Люк весил больше меня»

— Наверное, потому, что призывался, успев окончить Витебский ветеринарный институт, завести семью и даже поработать на предприятии, — пояснил, с ностальгией окунувшись в свою далекую молодость. — Подобных призывников, со знаниями и определенным жизненным опытом, в войсках тогда очень ценили, стремясь использовать с максимальной отдачей. Мне, например, в 1984 году в военкомате сразу сказали: быть тебе, парень, танкистом — и отправили в знаменитый в Советском Союзе учебный центр подготовки младших командиров и специалистов для этого рода войск в Борисове.

— Но ведь как-то, наверное, аргументировали свое решение.

— Отметили, что ростом не вышел, — усмехнулся ветеран. — В танковые войска придирчиво отбирали ребят вертких и небольших (думаю, как и теперь), способных свободно разместиться в машине и уверенно ей управлять. А когда я заикнулся о своей гражданской специальности, далекой от техники, рассмеялись в ответ, мол, главное — у тебя есть голова на плечах, остальному научим. И действительно научили. На всю жизнь я запомнил свой первый выход на полигон. Стою с товарищами перед танком, а командир роты нам: через 8 секунд все вы должны быть в машине, задраив люк за собой. А я едва ли не в панике. Люк танка весит 85 кг, а я всего 65. Да он же раздавит меня…

Но через пару тренировок страх испарился. Офицеры центра умело готовили нас, вселяя уверенность в своих силах. В результате через полгода я успешно сдал все испытания, стал сержантом и командиром танка Т-72Б в танковой дивизии, дислоцирующейся в Борисове. Служба выдалась не из легких. Два раза мой полк, подняв по тревоге, доукомплектовывали личным составом и техникой (в том числе танками, снятыми с хранения) согласно штату военного времени, выводили в район сосредоточения, где осуществлялось боевое слаживание подразделений и выполнение боевых стрельб из всех видов оружия. В мое время для обучения экипажей снарядов и патронов на полигоне никто не жалел. Стреляли мы ночью и днем в различных погодных условиях, отрабатывая тактические задачи в составе взводов, рот, батальонов, а потом и полка.

С марша — в бой

— А в составе дивизии?

— Врезались в память учения, которые лично провел с нами министр обороны Советского Союза маршал Соколов в начале февраля 1985 года. Тревогу объявили в воскресенье за час до подъема. Части соединения быстро выгнали из ангаров технику и убыли в места сосредоточения в лес. Оттуда меня вызвал к себе начальник штаба полка. Владея определенными графическими навыками, я регулярно помогал офицерам оперативного отдела в  оформлении некоторых боевых документов. От них я тогда и узнал, что нас ждет. Дивизии предстояло пройти своим ходом около 700 километров через всю Беларусь, Прибалтику, с ходу форсировать Неман и развернуться в боевой порядок под Калининградом. Туда же выдвигалась дивизия из Группы советских войск в Германии. Нам предстоял с ней встречный танковый бой. Помнится, в заданный район сосредоточения четырьмя колоннами  мы прибыли форсированным маршем через трое суток.

— Потери в технике и личном составе были?

— Полки постоянного состава прошли практически без потерь. Там, где было много военнослужащих, призванных из запаса, возникли ожидаемые проблемы — травмы (в том числе и серьезные), сильные обморожения и, к сожалению, гибель людей. Например, на первом же переходе ночью один из танков упал с моста в реку.  Экипаж погиб. Еще две боевые машины позднее провалились под лед. К счастью, танкистов спасли, а вот их машины списали. В общей сложности 18 дней дивизия выполняла поставленные задачи на незнакомой местности, продемонстрировав высокий уровень подготовки. Что и было отмечено министром обороны в приказе. Назад возвращались уже железнодорожным путем. Ресурс двигателей танков очень дорог, тратить его безоглядно — значит подрывать боеготовность частей.

Танк остается в строю

— С вами лично за годы службы ничего не  случалось?

— В ходе одного из тактических учений в результате неудачного маневрирования в мой танк врезался другой экипаж. Удар был сильный настолько, что мы с ребятами мгновенно потеряли сознание и в тяжелом состоянии были доставлены в госпиталь, где провели несколько дней.

На марше, справа Григорий Анисенко.

— Без последствий?

— Последствия проявились, к сожалению, в зрелые годы. Впрочем, не будем об этом…

— Вместо полутора лет вы прослужили без малого два. Почему?

— Потому что несколько месяцев учился в Бресте на курсах, где получил  звание лейтенанта, и только после этого был уволен в запас. Через год последовали еще одни курсы, завершившиеся присвоением мне звания старшего лейтенанта, а вскоре, после очередного обучения, — и капитана. Отмечу, все они дали мне очень многое в плане тактической подготовки.

— Такое ощущение, что вас для чего-то в те годы готовили.

— Вы угадали. Через год после демобилизации я, посоветовавшись с женой, обратился в военкомат с просьбой снова вернуться на службу в соответствии со своей военно-учетной специальностью. Необходимые документы на меня были оформлены достаточно быстро, названо место будущей службы. Я должен был отправиться в Венгрию на должность командира танкового взвода. Только в последний момент мое имя в соответствующих списках увидел первый секретарь обкома партии Витебской области и  вычеркнул.

— Почему?!

— Посчитал, что я больше пользы стране принесу в сельском хозяйстве. Со всесильной на тот момент Коммунистической партией военные спорить не стали. В военкомате, вызвав меня, лишь развели виновато руками.

— Ну что же, жизнь сложилась так, как сложилась. Сегодня следите за развитием танковых войск?

— По мере возможности. И когда вижу, как мои родные Т-72 на полях Украины успешно сносят башни разрекламированным западным «Леопардам» и «Челленджерам», радуюсь. До сих пор они стоят на вооружении танковых войск России и Беларуси. Значит, не устарели со временем, а, пройдя глубокую модернизацию, на поле боя продолжают творить чудеса.

Беседовал Михаил ПАВЛОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Сентябрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене