Штрих к профессиональному портрету: директора школ рассказывают о себе
Энергичный администратор, рачительный хозяин, справедливый начальник, мудрый, рассудительный, доброжелательный воспитатель и наставник, психолог, творческая личность, фантазер и затейник — одновременно всеми этими качествами должен обладать директор школы. Ведь, несмотря на то, что различные задачи по обеспечению функционирования учреждения образования распределены между учителями, членами администрации и техническим персоналом, ответственность за их выполнение в конечном итоге возлагается на руководителя. Думал ли каждый из директоров школ, поступая в свое время в педагогический вуз, что именно так сложится его профессиональный путь? Каким видел свое будущее?
Накануне Дня учителя мы пообщались по телефону со всеми руководителями учреждений базового и среднего образования Толочинского района, расспросив об их пути в педагогику, о том, как с годами менялось восприятие этой профессии, о том, удалось ли достичь целей, которые они ставили себе в детстве и юности, мечтая о профессии учителя, получая ее в вузе, делая первые шаги на первом рабочем месте.
Максимальная свобода при железной дисциплине
С 1982 года в педагогике Виктор Мечеславович Шидловский, директор Жукневской базовой школы. Начинал работать учителем в Рыдомльской СШ, на третьем году работы возглавил ее, а в 1986-м, после закрытия, переведен директором на нынешнее место.
Сам Виктор Мечеславович окончил 2 школы в Сенненском районе — сначала 8-летнюю в своей местности, а после еще 2 года ежедневно добирался за 7 километров, чаще всего пешком, чтобы получить аттестат о среднем образовании.
Думая в выпускном классе о дальнейшем жизненном пути, склонялся к получению какой-нибудь инженерной специальности. Завуч школы посоветовала поступить в Мозырский государственный пединститут им. Н. К. Крупской на учителя общетехнических дисциплин и физики. С этой специальностью можно было бы найти себя и на производстве, и в педагогике. В процессе учебы Виктор дважды проходил педагогическую практику и понял, что ему нравится работать с детьми, с ними он чувствует себя на своем месте.
— Мой принцип во взаимодействии с детьми — «максимальная свобода, но железная дисциплина», — характеризует Виктор Мечеславович свой стиль работы. — С детьми нельзя быть диктатором, постоянно одергивать их, висеть над ними, следить за каждым их шагом. Это угнетает детей и утомляет педагога. Нужно формировать у своих воспитанников ответственность за собственные поступки, и тогда взаимоотношения с ними будут гармоничными, а воспитательный процесс успешным. Например, летом мы 8 дней провели в походе, жили в палатках, и за это время прекрасно отдохнули, набрались позитивных впечатлений. Это стало возможным благодаря ответственности, дисциплинированности наших учащихся и взаимному доверию между ними и педагогами.
Самая лучшая профессия
С 1985 года ведет отсчет трудового пути на педагогической ниве директор Оболецкой базовой школы Ирина Васильевна Горбикова. Здесь работали ее родители (мать — учителем химии и завучем, отец — учителем трудового обучения), здесь получила она аттестат о среднем образовании и сюда вернулась после получения специальности учителя математики и физики в Витебском государственном пединституте имени С. М. Кирова, а в 1998 году возглавила учреждение.
— Свою профессию не я нашла, а она нашла меня, — шутит Ирина Васильевна. — Росла в семье педагогов и свое будущее тоже видела только в этой сфере. С детства я знала, что буду работать в школе. И сегодня нисколько не жалею о пройденном пути, считаю свой выбор правильным, а профессию учителя — самой лучшей.
Продолжила педагогическую династию и дочь Ирины Горбиковой, сегодня она преподает математику в колледже в Жодино.
Важно увидеть личность ребенка
В 1986 году, тоже после окончания пединститута им. Кирова, пришла преподавать математику в Заболотскую среднюю школу Римма Брониславовна Китаева. Уже на четвертом году работы она стала директором и возглавляла школу до самого ее закрытия, 33 года. В настоящее время является директором Усвижбукской БШ.
Среди родных Риммы Брониславовны педагогов не было, но уже в восьмом классе (училась в Шарковщинской СШ №1) она мечтала стать учителем. Очень любила своих учителей, особенно учительницу математики Софью Александровну Михайловскую.
— На факультативе она дала нам такие знания, которые помогли мне вполне комфортно чувствовать себя на первом и втором курсах института, — вспоминает Римма Брониславовна. — То есть под ее руководством еще в школе мы освоили элементы высшей математики. Причем занималась она с нами бесплатно, эти занятия ей не оплачивались.
На протяжении последних двух школьных лет Римма Брониславовна училась в Школе будущего учителя при пединституте — выполняла и отсылала по почте задания, приезжала в вуз.
— Изначально я видела свое предназначение как учителя только в том, чтобы научить детей своему предмету, как когда-то научила меня Софья Александровна, привить любовь к нему. А впоследствии пришло стремление понять каждого ребенка, увидеть его личность, помочь ему найти себя в жизни. Очень радуюсь за успехи своих выпускников, горжусь ими и переживаю, если у кого-то в жизни случаются неприятности, — делится педагог.
Строгость, понимание и объективность
Ирина Евгеньевна Толкачева, директор Кохановской СШ им. И. П. Кожара и учитель математики, начала педагогический путь в 1987 году. Выпускница Толочинской СШ №2, она тоже закончила пединститут в Витебске и поработала 1 год в Заболотской СШ. А после стала преподавать в Кохановской. Возглавила ее 3 года назад.
В профессию Ирина Евгеньевна пришла по примеру своей учительницы математики Раисы Михайловны Мысливец:
— Мы до сих пор общаемся. Сегодня она живет в Крупском районе. Раиса Михайловна была строгая, требовательная, но понимающая и справедливая. Мне передались ее любовь к предмету и это сочетание личностных качеств — строгость и способность понять ученика, постичь причины его поступков и действовать с учетом всех обстоятельств, а не бездумно наказывать и запугивать ребенка плохими оценками или жалобами родителям.
Постоянное развитие и совершенствование
Тамара Станиславовна Сушкова — выпускница Толочинской СШ №2, с 1989 года — учитель здесь же, а с 2018-го — директор. В свое время решила искать себя в учительской профессии, потому что всегда стремилась к познанию, открытию чего-то нового и совершенствованию, развитию уже имеющихся достижений:
— Первоначально меня просто привлекала роль наставника, опекуна для подрастающих поколений — помогать детям осваивать учебные предметы и готовиться ко взрослой жизни, разъяснять им то, с чем они еще не знакомы. А начав работать в школе (педагогическое образование получила в Оршанском педучилище и Витебском государственном университете им. П. М. Машерова, прошла подготовку в Академии последипломного образования), я стала задумываться о совершенствовании различных дидактических систем, экспериментировать с методиками преподавания, искать свои собственные подходы к различным аспектам учебной и воспитательной работы.
Одним из достижений на пути этих исканий и экспериментов стало создание на базе школы в 2016 году агроэкоусадьбы с профориентационными целями (для популяризации сельскохозяйственных профессий) в рамках развития местных инициатив под эгидой Программы развития ООН.
Напутствие учителя — на всю жизнь
Девизом всей профессиональной и личной жизни стали для директора Славенской СШ им. П. А. Галецкого Ивана Валентиновича Споткая слова его учителя трудового обучения Константина Тимофеевича Иванышкина.
— Я закончил 8 классов в Высоком Городце и среднюю школу в Волосово, — рассказывает Иван Валентинович. — В 1990 году после окончания ВГПИ имени Кирова стал преподавать математику в Высоком Городце. А когда позже возглавил эту школу, пришел проведать своего учителя, тогда уже находившегося на пенсии. И в ходе беседы он произнес фразу, которая запомнилась мне на всю жизнь: «Будь справедливым — и люди будут тебя уважать». С тех пор я всегда сверяю с этими простыми, но глубокомысленными словами свои решения и поступки.
Универсальные и незаменимые люди
Выпускник СШ №2, а с 2007 года директор Толочинской СШ №3, Владимир Михайлович Завадский начинал свой профессиональный путь в Новосельской базовой школе в 1991 году, получив специальность учителя географии в Минском государственном педагогическом университете им. Максима Танка. Родившись в семье педагогов (отец — учитель истории, мать — русского языка и литературы), пошел по стопам родителей, хотя и не сразу, после некоторых проб и ошибок:
— Серьезно намеревался связать жизнь с армией, даже учился в военном училище. Теперь, с высоты жизненного опыта, понимаю, что это во мне говорило стремление к порядку и гармонии (ведь армия — это строгая система, дисциплина, надежность). И в конце концов я посвятил свою жизнь реализации этого стремления, только в иной плоскости, более близкой моей натуре: работа педагога направлена на формирование личности ребенка, а значит — на систематизацию, упорядочивание его знаний и взглядов, призвана помочь ему в поиске гармонии с самим собой и окружающим миром.
Уникальность профессии учителя Владимир Михайлович видит в универсальности и незаменимости ее представителей:
— Педагог при необходимости найдет себя во многих других сферах, сможет работать где угодно, а вот на наше место может прийти только человек призвания, обладающий и соответствующим образованием, и личными качествами — терпением, любовью к детям, способностью понять их и найти с ними общий язык.
Учитель — не просто ретранслятор знаний
Успевающий совмещать педагогическую деятельность и активную общественную жизнь, заместитель председателя районной структуры партии «Белая Русь», директор Толочинской СШ №1 им. Ф. Е. Маковецкого Александр Игоревич Малентинович окончил СШ №2 в г. Глубокое. А после педуниверситета им. Максима Танка в 2015 году был направлен в Толочинский район. Имеет специальности учителя географии, биологии, физической культуры. Работал учителем в СШ №2, после — директором Славенской СШ, откуда и переведен в первую городскую.
Александр Игоревич продолжатель большой династии: педагоги у него мама, дедушка (кстати, тоже был директором школы), бабушка, сестра, тетя.
— В школе мне были наиболее близки биология и география, поэтому я и пошел учиться на соответствующий профиль, хотя мои родные преподавали другие предметы, — вспоминает Александр Игоревич. — В период выбора и получения профессии мною двигало желание глубже постигать свои любимые науки и впоследствии помогать в их постижении детям. Уверенности и энтузиазма придавало осознание того, что сам я молод, а значит, найду с учениками общий язык, увлеку их, и наше взаимодействие станет максимально результативным. Приступив к работе, не разочаровался, уверенность и энтузиазм не растерял, только восприятие педагогической профессии, конечно, со временем стало более глубоким и многогранным. Ведь учитель не просто дает знания, но и оказывает влияние на формирование личности ребенка, его мировоззрения, готовит его к самостоятельной жизни.
Подготовил
Сергей АБРАМОВИЧ.
Штрих к профессиональному портрету: директора школ рассказывают о себе,