Особенным детям — особые забота и внимание
Средняя школа №2 имени Н. П. Луговского самая большая по охвату детей инклюзивным образованием. С 2013 года она является опорной школой, в которой созданы условия для успешного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Сегодня здесь работает 7 классов интегрированного обучения и воспитания, а коллектив имеет большой опыт организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания. Образовательный процесс по программам специального образования осуществляют 5 учителей-дефектологов, 4 учителя начальных классов, 4 воспитателя группы продленного дня, 12 учителей-предметников, социальный педагог. Учителя-дефектологи принимают участие в методических мероприятиях, делятся своим опытом на районных и областных конференциях.
— Главные принципы интегрированного обучения — показать детям, что ценность человека не зависит от его способностей, каждый имеет право на общение, и все люди нуждаются друг в друге, — отметила директор центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Анна Гапеева. — В нынешнем учебном году в СШ №2 обучаются 668 учащихся. Из общего числа учащихся двадцать два ребенка с ОПФР занимаются в классах интегрированного обучения и воспитания по программам специального образования (в зависимости от заключения ЦКРОиР) и проходят основные школьные предметы с учителем-дефектологом. А такие предметы, как трудовое обучение, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, они изучают с ровесниками в общем классе. Для семи ребят организовано обучение по плану первого отделения специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, трое занимаются по учебному плану специальной школы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, и двенадцать — с трудностями в обучении. Таким образом, 44 учащихся получают коррекционно-педагогическую помощь.
В школе оборудовано два учебных кабинета учителя-дефектолога, в которых собраны методические пособия для диагностики, коррекции познавательных процессов, развития речи. Имеется кабинет педагога-психолога, пункт коррекционно-педагогической помощи. Пространство пункта разделено на учебную, игровую, релаксационную, сенсорную зоны. В нем имеются технические средства обучения для развития мелкой моторики, артикуляционной моторики и постановки звуков.
— Родители «особенных» детей охотно ведут их в нашу школу, а вот мамы и папы нормотипичных ребят относятся к интеграции настороженно, — рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Малашкевич. — Они не всегда понимают, что обучать детей вместе — это необходимость. Ведь интегрированное обучение способствует развитию целостного мышления у детей с ОПФР, укрепляет связи между учебными предметами, повышает мотивацию и облегчает применение знаний в практических ситуациях, способствует успешной социализации. Разные интеллектуальные возможности не играют никакой роли. Научить считать, писать, читать можно любого ребенка, а вот научить сопереживать, помогать, принимать своеобразие, осознавать индивидуальность каждого, быть добрым и милосердным — это возможно только когда мы вместе. Интегрированный класс — как дорога с двусторонним движением. Школьники в таком коллективе учатся поддерживать друг друга, общаться на равных, творчески решать проблемы. У ребят воспитываются гуманность, толерантность, готовность к взаимопомощи. Поэтому такие учащиеся являются активными участниками всех мероприятий, в том числе спортивно-массового и образовательного проекта «Мой школьный футбольный клуб», информационно-профилактического проекта «Я здоровым быть хочу — пусть меня научат!», проекта «Играем в футбол». Учащиеся под руководством Марины Евгеньевны Мироновой ежегодно принимают участие в школьном театральном фестивале, а в 2021 году были отмечены диплом III степени управления по образованию Витебского облисполкома в областном этапе республиканского конкурса «Вясёлкавы карагод».
И хотя первые выпускники интегрированных классов уже взрослые, школа продолжает следить за их судьбой. После окончания учреждения образования на протяжении двух лет осуществляется их патронат.
Юлия КАПРАНОВА.