Наша история. Интересные факты о событиях войны 1812 года на территории Толочинского района

11 декабря 2023 15:07

Не герой, а преступник

Умеет удивлять нас своими исследованиями полковник в отставке, краевед из Коханово Николай Семенович Петрушенко. Казалось бы, все, что известно нам из открытых источников о событиях войны 1812 года касательно района и города, было опубликовано в нашей газете

Голодным много не навоюешь

— Кто ищет, тот всегда найдет что-то новое, — с удовлетворением поделился он своими находками. — Нужно только внимательно работать с источниками, обращая внимание на детали.

Например?

— В книге «Опыт описания Могилевской губернии», изданной в 1884 году, сказано, что 13 ноября (по старому стилю) казаки, освободившие Толочин, обнаружили в костеле базилиан (здание нынешнего Свято-Покровского женского монастыря), цитирую: «600 четвертей ржи». В пересчете на нынешние мерки это около 630 пудов.

Ну, и что здесь такого? Обычные трофеи, доставшиеся победителю.

— На первый взгляд это так. Но есть важный нюанс. Три дня армия Наполеона, жестоко страдающая от холода и голода, непрерывным потоком идет через город. А рядом с ними, в разграбленной и оскверненной обители, ставшей на время приютом для Наполеона и его штаба, лежат такие запасы. Почему их не тронули? Ответ, на мой взгляд, просто напрашивается: зерно охранялось как неприкосновенный запас. Вот я и подумал тогда, а не использовали ли французы Толочин в качестве крупной продовольственной базы?

Но предположить — это одно, доказать — другое. Через наш город действительно проходила главная тыловая коммуникационная линия французов при движении войск на Москву и обратно. Более того, местные администрации по приказу Наполеона во многих ее городах и местечках еще летом создали сеть магазинов с большими запасами продовольствия и фуража. Обширные и сухие подвалы монастырского комплекса нашего города идеально подходили для этой цели и были использованы соответствующим образом. Наполеон прямо говорит об этом в письме своему начальнику штаба генералу Бертье при отступлении из России. Цитирую: «Мы придем в край, где войска могут остановиться и привести себя в порядок. Не следует допускать, чтобы беспорядочно расхищали продовольствие, которое мы здесь найдем. В Дубровно, где мы будем завтра, есть магазин. В Орше у нас 90 тыс. рационов и много водки; мы найдем также муку в Толочине. Надо установить только повсюду правильную раздачу продовольствия — это лучший способ собрать людей, которые разбрелись».

Какие на этот счет еще нужны доказательства? В Толочине действительно располагался крупный продовольственный магазин, снабжавший французскую армию при отступлении. Как минимум главным продуктом для солдата — мукой, значит, и хлебом.

При раздаче соблюдались какие-то нормы?

— Каждому французскому солдату полагалось в сутки иметь: хлеба  — 608 г, круп — 56 г, мяса — 226 г, соли — 15 г, водки — 0,5 л (круто, не правда ли?). На лошадь полагалось иметь: овса — 577 л, сена и соломы — 4,5 кг.

Это в теории. А на практике при отступлении как обстояли дела?

— Есть многочисленные сведения, что корпуса маршалов и генералов Даву, Нея, Мюрата, Виктора, Богарне, императорская гвардия, состоявшие в основном из, так сказать, «природных» французов, сохранивших верность присяге и дисциплину при отступлении, в целом получали это довольствие. В том числе и в Толочине. Потому вполне успешно через несколько дней и сражались на Березине, вырвавшись из кольца окружения, что устроили им там целых 3 русские армии. С голодными солдатами много не навоюешь…

Еще один геноцид

Логично. Продовольствие французы, конечно, не везли из Европы, руководствуясь старым циничным принципом: пусть война сама себя кормит. И насильственно стали изымать его у местного населения. В нашем случае, очевидно, зерно забирали у местных крестьян и мололи на местной мельнице, расположенной на Друти. К слову, она отмечена на схеме города, составленной офицерами топографической службы Российской императорской армии в 1810 году.

— Подобные реквизиции, регулярно осуществлявшиеся захватчиками на нашей земле, привели  к катастрофическим  социальным  последствиям, поставив  население на грань выживания. В результате во многих местах Беларуси оно просто вынуждено было сниматься с насиженных мест и бежать в другие края.

Или взять в руки оружие в попытке защититься от грабителей в солдатских мундирах. Особенно когда у них стали изымать лошадей.

— И не раз. Сохранились многочисленные распоряжения Наполеона к администрации Минска на этот счет. Например, от 31 августа с требованиями собрать и отправить в Вильно для нужд артиллерии 1500 этих животных. Для крестьян, лишившихся вначале хлеба, зерна, а потом и главной тягловой силы в хозяйстве, это означало верную гибель. Они и гибли впоследствии целыми семьями от голода и болезней. По данным историков, население нашей республики за несколько лет после войны сократилось с 6 до 4 миллионов. Очевидно, это был геноцид, организованный бесчеловечной политикой Наполеона на оккупированных территориях. В этой связи представляется крайне сомнительным трактовать уже набивший оскомину факт его пребывания в нашем городе как особое событие. Давно пришло время правильно  расставить исторические акценты: Наполеон — не герой, а военный преступник, недобрый визит которого обернулся для Беларуси трагедией. Ее масштабы, согласно распоряжению правительства Российской империи, оценила специальная комиссия, работавшая во всех губерниях края после войны. Часть этих материалов, касательно Толочина и района, изложены в книге «Память» и, несмотря на давность  событий, производят тяжелое впечатление.

Вернемся к главной теме нашего разговора. На ваш взгляд, почему французы бросили подобные запасы зерна в монастыре?

— Вывозить его было нечем и некому. Пушки, обозы, материальные ценности бросались в пути за неимением фур и лошадей. Какое уж там зерно… Тем более что события в эти дни для Наполеона приняли крутой оборот. Пришлось ему в спешке покинуть Толочин, оставив на произвол судьбы сотни раненых, больных, просто отставших солдат. Но об этом поговорим в следующий раз.

Беседовал Михаил ПАВЛОВ.

P.S. При подготовке использованы следующие книги: А. А. Постникова, «Великая армия Наполеона на Березине» (Санкт-Петербург, Гуманитарная академия, 2014 год); А. Е. Тарас, «1812 год. Трагедия Беларуси» (указать издательство и год издания или убрать данные о вышеприведенной книге); Д. Чандлер, «Военные кампании Наполеона» (указать издательство и год издания или убрать данные о вышеприведенной книге).

КАЗАКИ — ВПЕРЕД!

23 ноября 1812 года Наполеон, уничтожив служебные бумаги штаба и знамена многих частей своей армии, спешно покинул Толочин. Кольцо русских армий вокруг Борисова, где он намеревался переправиться через Березину, неумолимо сжималось. Как опытнейшему полководцу ему было понятно: промедление смерти подобно. Предстояло сражение, от исхода которого зависела судьба его армии.

Действовал независимо

— Но в городе остались сотни солдат, — продолжил свой рассказ Николай Семенович Петрушенко. — У одних просто больше не было сил идти дальше, другие были ранены или больны. В любом случае оказать сопротивления нашим войскам они не могли. И казаки, идущие следом, взяли город с налета, пленив около 600 человек.

Откуда известно?

— Из материалов книги «Опыт описания Могилевской губернии», изданной в 1884 году под редакцией А. С. Дембовецкого.

Кто командовал ими?

— Имя этого человека там тоже указано. Это был генерал-майор Аким Акимович Карпов (на снимке).

Неожиданно. Я считал, что Толочин освободили казаки знаменитого генерал-лейтенанта Матвея Платова, героя этой войны. Может быть, генерал Карпов был у него в подчинении? Тогда все становится на свои места.

— В том-то и дело, что нет. Казачьи полки Платова преследовали Наполеона справа от Смоленской дороги, а Карпова — слева. Более того, Карпов числился в составе авангарда русской армии, которой командовал генерал Милорадович, а Платов действовал самостоятельно, подчиняясь только Кутузову.

Почему так сложно?

— Прославленного Платова дважды освобождали от занимаемой должности за нераспорядительность. Вначале генерал Барклай де Толли, оставшийся недовольным его действиями при отступлении русской армии. Кутузов, приняв командование, вернул его на службу. Но, в свою очередь, остался недоволен его действиями в Бородинском сражении, потом в арьергарде при отступлении русской армии в Тарутинский лагерь и с должности снял. Тот обиделся и уехал из армии. Командование над казаками вместо него принял Карпов и отлично справился со всеми задачами, что ставил перед ним главнокомандующий.

А что же Платов?

— Понял, что  погорячился. Сформировал на Дону новые казачьи полки и привел их к Кутузову в Тарутинский лагерь. Тот подобный порыв оценил и оставил его ими командовать дальше. Так что два этих генерала действовали независимо друг от друга, преследуя Наполеона и, очевидно, заочно скрыто соперничали. Но делу это было только на пользу.

Карпов, следуя в авангарде русской армии, взял Толочин. Почему через него не пошла вся наша армия?

— Кутузов вел ее по проселкам южнее, по маршруту Копысь — Староселье — Круглое и далее к Березине. Причем не спешил (за что его по сей день многие военные специалисты упрекают), отстав от Наполеона на два перехода. Но историки считают, что он выжидал, не зная, какой дорогой тот двинется дальше — на Минск или Вильно, и не хотел до времени рисковать, нарвавшись на главные силы противника. Но в распоряжении от 23 ноября потребовал от Милорадовича, чтобы тот со своим авангардом задержался в освобожденном Толочине. Очевидно, к этому времени понял, что пора собирать в кулак свою армию. Наполеон, потеряв переправы в Борисове, мог устроить ему на Березине кровавую баню, громя подходившие русские войска по частям.

Постоянство в делах и наградах

А казаки?

— Потребовал усилить давление на французов. Они, действительно, стали для них настоящим бичом. Появлялись, словно ниоткуда, наносили удар и снова растворялись где-то вдали. Наполеон впоследствии по этому поводу с гневом сказал: «Казаки разворовали мою армию».

О Карпове кроме фамилии еще что-то известно?

— Многое. Это был заслуженный, не обделенный славой и наградами человек. Родился в казацкой семье в 1764 году. На службу принят в 14 лет, а в 18 лет принял боевое крещение на Кавказе под командованием своего земляка и будущего конкурента в славе, Матвея Платова. Четыре года сражался вместе с ним с горцами, пока не был отправлен на Кубань, где принял прямое участие практически во всех войнах с турками при освобождении Причерноморья и Крыма. Отличился во многих сражениях, став в 1791 году командиром полка. А в 1811 году по рекомендации Кутузова с присвоением звания генерал-майора был назначен командовать казачьим корпусом в составе восьми казачьих полков в армии Багратиона (таким же корпусом в это время командовал Платов в армии Барклая де Толли). Успешно прикрывал ее отступление, отличившись в сражениях под Миром, Могилевом, Витебском, Смоленском, на Бородинском поле. О его роли при преследовании Наполеона мы уже говорили. Добавлю только, что его казаки вместе с Платовым завершили разгром французов, не успевших переправиться через Березину. Сражался с ними он и в заграничном походе, брал Париж. За мужество и воинское мастерство полководца был награжден многими орденами российской империи. В отставку в звании генерал-лейтенанта вышел в 1836 году. Кстати, его портрет (как и портрет Матвея Платова), написанный по личному распоряжению императора Александра английским художником Доу, находится в картинной галерее Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, посвященной героям войны 1812 года.

Так что в славе, да и в наградах оба атамана были равны. Просто по разным причинам один постоянно был на слуху (в том числе в силу своих эпатажных поступков), второй постоянно оставался в строю, честно исполняя свой долг. Но сегодня Карпов вышел из тени и в памяти потомков занял достойное место.

Где он похоронен?

— В станице Старочеркасская на Дону. Кстати, его захоронение в силу ряда причин было заброшено. Но лет пятнадцать назад поисковики его обнаружили, останки идентифицировали и торжественно перезахоронили в крипте местного Воскресенского войскового собора с отданием воинских почестей.

Вот такой это был человек, оставивший яркий след в истории и нашего города. Не мешало бы и нам увековечить память о нем — например, поместить его портрет в местном музее. Он того заслужил.

Беседовал Михаил ПАВЛОВ.

P. S. При написании использованы следующие книги: А. А. Постникова, «Великая армия Наполеона на Березине» (Санкт-Петербург, Гуманитарная академия, 2014 год), А. Е. Тарас «1812 год. Трагедия Беларуси» (Минск, Харвест, 2012 год), А. В. Шишов, «Георгиевские кавалеры» (Москва, издательство «Патриот»).

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Декабрь 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене