Сотрудница банка Оксана Сас проявила особую бдительность и уберегла от незапланированных кредитов
На борьбу с телефонными мошенниками, вынуждающими доверчивых граждан брать кредиты, чтобы впоследствии завладеть этими деньгами, направлены не только силы сотрудников правоохранительных органов, активно участвуют в этом и сотрудники банков. Во время подведения итогов работы Толочинского РОВД за минувший год одной из тех, кому была объявлена благодарность начальника отдела за сотрудничество и тесное взаимодействие, была специалист по продаже розничных банковских продуктов ЦБУ №219 ОАО «АСБ Беларусбанк» Оксана Сас. Она сумела убедить около десятка толочинцев не брать кредиты, за которыми граждане пришли после телефонного разговора с мошенниками.
Оксана Сас — опытный банковский сотрудник, стаж ее работы составляет уже более 25 лет. Но когда несколько лет назад началась волна мошеннических звонков с последующим приходом граждан в банк за получением кредитов, даже опытные сотрудники финансовой организации не заподозрили, что столкнулись с новой мошеннической схемой.
— Сейчас нам проще, — рассказывает Оксана Владимировна, — мы знаем о популярных схемах мошенничеств, служба безопасности регулярно сообщает о подобных случаях, специалисты Нацбанка разработали и распространили среди финансовых учреждений памятки, в которых лаконично указаны мошеннические схемы и даже фразы, которыми оперируют псевдосотрудники правоохранительных органов или банков.
А когда около двух лет назад в банк обратился мужчина и сказал, что хочет взять кредит на ремонт дома, никто и не допустил мысли, что делает он это не по своему желанию, а якобы помогая органам правопорядка найти преступника. Кредит оформили, деньги на карту мужчине были переведены. А вечером того же дня ему снова позвонили якобы из банка и сообщили, что кредит ему все-таки не одобрен и сумма, переведенная на его карту, появилась у него вследствие ошибки. Мошенники также убедили мужчину назвать данные его банковской карты, в том числе конфиденциальные, мотивируя тем, что только так можно вернуть деньги обратно в банк, и заверили, что после проведения процедуры мужчина ничего по кредиту платить не должен. Но придя на следующий день в банк, толочинец выяснил, что платить он все-таки должен, а кредитные деньги переведены на счет мошенников. Этот случай, по воспоминанию Оксаны Сас, был самым первым в ее практике.
Когда участились случаи телефонных мошенничеств, началась широкая информационная кампания, в том числе и во внутрибанковской системе, и специалисты стали более внимательно относиться к тем, кто приходит за кредитами.
— В прошлом году пошла волна летом, когда приходили в основном пенсионеры и собирались брать кредиты на ремонт дома или на проведение газа, — рассказывает Оксана Сас. — Когда люди идут за кредитом сознательно, то они ведут себя спокойно, уверенно, точно знают, сколько денег и для чего им нужно. А вот когда клиент ведет себя суетливо, волнуется, регулярно выходит поговорить по телефону или что-то постоянно пишет в мессенджерах, не знает точную сумму, которую хочет взять в кредит, это настораживает. И тогда я начинаю задавать такому человеку наводящие вопросы: действительно ли ему нужен кредит, самостоятельно ли он принял решение о походе в банк, не звонил ли ему кто-то подозрительный. Бывает, что люди признаются, что пришли после звонка неизвестных людей, которые представились сотрудниками милиции и попросили оказать содействие в проведении расследования. Разумеется, в таком случае ни о каком кредитовании речи не идет, сделка с клиентом не совершается. А иногда наши доверчивые и чрезвычайно честные граждане не признаются, что пришли в банк по указке незнакомцев, ведь их убедили, что расследование секретное и рассказывать об их участии в нем нельзя никому и ни при каких обстоятельствах. Был подобный случай и в моей практике. Женщина, ожидая оформления кредита, никак не отреагировала на мои вопросы, но загадочно улыбалась, при этом постоянно держала в руках телефон. Эта улыбка меня насторожила. Я вручила женщине памятку о мошеннических схемах, вроде как таким образом занять время, чтобы ей не было скучно ждать. И тут она признается, что это про нее написано. Мало того — мошенники все это время были с ней на связи, слушали, что я ей говорю, что она мне отвечает. Я попросила у клиентки телефон и побеседовала с мошенниками. И, что интересно, они мне начали угрожать, говорить, что я мешаю расследованию, что они действительно из милиции, обещали сообщить обо мне на телевидение как о злостной вредительнице в важном расследовании… Несколько месяцев жду, а телевидение так и не приехало. А вот муж женщины, которую удалось уберечь от мошенников, на следующий день пришел с благодарностью, мол, спасибо, что проявили бдительность.
Как отмечает Оксана Владимировна, на уловки мошенников попадаются не только люди пенсионного возраста, но и молодежь, и вспоминает случай, когда молодая девушка чуть было не взяла кредит для мошенников, но в банке вовремя выяснили, что делает она это под давлением незнакомцев.
После каждого подобного случая сотрудник финансовой организации сообщает о нем в службу безопасности банка со всеми деталями: какая схема была использована, что говорили мошенники, с какого номера телефона звонили и через какой мессенджер.
— Граждане должны запомнить, что ни через «Вайбер», ни через какие-либо другие мессенджеры им не будет звонить ни сотрудник банка, ни сотрудник милиции. И уж тем более не будут убеждать взять кредит для помощи в каком-то расследовании, — напомнила Оксана Сас. — Конечно, сотрудники банка внимательно относятся к своим клиентам, будут стараться не дать совершить им ошибку, но ведь есть возможность оформления онлайн-кредитов, и в этой ситуации все зависит только от бдительности самого гражданина.
Олеся КУЗЬМИЧ.