Что нужно знать об аутизме?
2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме (установлен по решению ООН в 2008 году). Аутизм — комплексное нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение человека. Сейчас во всем мире к аутизму принято относиться не как к болезни, а как к особенности развития.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это очень широкий диапазон самых разнообразных нарушений: среди людей с РАС есть пациенты с последствиями органического поражения центральной нервной системы, с генетическими заболеваниями, а есть высокофункциональные люди, которые на первый взгляд мало чем отличаются от нас с вами. Существует определенный риск рождения такого ребенка в любой семье, независимо от социального статуса, состояния здоровья родителей, их возраста.
Многообразие форм аутизма затрудняет поиски его универсальной коррекции. Аутизм невозможно диагностировать при помощи тестов и краткого осмотра даже несколькими специалистами. Диагноз ставится на основе поведенческих критериев, требуется серия наблюдений за ребенком в различных ситуациях. При этом раннее диагностирование и терапия имеют жизненно важное значение для дальнейшего роста и развития человека. Симптомы сильно зависят от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в возрасте до 2 лет. Обычно наблюдается 3-4 симптома. Все нижеперечисленные проявления должны насторожить родителей ребенка в возрасте до 1 года и стать поводом для обращения к специалистам:
- к 6 месяцам ребенок не проявляет очевидных эмоций, даже встреча с мамой не вызывает у него смены настроения;
- к 9 месяцам малыш не пытается лепетать, не ищет визуальный контакт, может показаться, что он смотрит не в глаза, а через вас;
- не реагирует на свое имя, в то время как в других ситуациях не показывает проблем со слухом. Ребенок не пытается инициировать или отвечать на обнимание мамы, ему скорее даже не нравится тактильный контакт;
- к 1 году отчетливо заметны задержка или отсутствие развития разговорной речи, не наблюдается попыток компенсировать их другими формами общения, например, жестами;
- нет интереса к игрушкам, но есть склонность теребить ленточки, волосы в течение очень продолжительного времени.
Родители, впервые соприкоснувшись с признаками аутизма у своего ребенка, в первую очередь должны обратиться к неврологу, специализирующемуся на лечении детей с расстройствами аутистического спектра. Аутисты, как зачастую утверждают многие информационные источники, очень интеллектуальны, талантливы и успешно поддаются коррекции. Во многих случаях это именно так, но есть и другая сторона медали. У некоторых людей может быть ложное представление о РАС из-за фильмов, видеороликов с просторов Интернета, наделяющих людей с РАС романтизирующими качествами. Показанное в фильмах и сериалах часто не соответствует действительности, и, как показывает реальность, гениев среди аутистов не так уж и много, а странным знаменитым людям с акцентуацией характера зачем-то приписывают РАС (Эйнштейн, Хопкинс и др.).
Аутизм — это зачастую тяжелое инвалидизирующее состояние, а не просто особенность. Далеко не все аутисты хотят дружить и на равных общаться со всеми людьми, значительный процент аутистов имеет умственную недостаточность (некоторые так и никогда не начнут говорить, а самые тяжелые могут не освоить элементарные навыки самообслуживания), у аутистов может быть и агрессия, и самоагрессия. Подавляющее большинство аутистов — это несамостоятельные недееспособные люди, нуждающиеся в сопровождении всю жизнь.
Очевидно, что дети с РАС очень нуждаются в определенной помощи и поддержке. Первое — это максимально ранняя диагностика. Если обнаруживается вероятность развития аутизма, нужно немедленно начинать особые занятия, ведь помощь специалистов на ранних этапах часто позволяет достичь быстрых и ощутимых результатов. Второе — раннее начало коррекции. Даже если ребенок быстро выравнивается, то коррекционную работу все равно нужно продолжать — минимум год-два. Тогда будут все шансы, что в школьном возрасте ребенку уже не понадобится дополнительная помощь. Если же случай оказывается тяжелым, то коррекционная работа должна сопровождать человека с аутизмом столько, сколько потребуется, в отдельных случаях — всю жизнь. Третье — максимально раннее начало инклюзии (создание условий, благодаря которым ребенок с РАС сможет находиться в обычном коллективе сверстников). Зачем это нужно? Аутичный ребенок может научиться правильному поведению только у сверстников, поскольку любой, даже самый гениальный педагог — взрослый человек, и он не может научить ребенка детскому поведению. Очень важно, чтобы инклюзия была правильной. Если речь идет об инклюзии в класс школы, то в ряде случаев необходимо, чтобы аутичный ребенок сопровождался дополнительным педагогом, который поможет ребенку правильно организовать всю его деятельность и создаст максимально адаптированные условия окружающей среды, необходимые для конкретного ребенка. Четвертое — правильное информирование общества о проблеме аутизма.
Итак, люди, страдающие аутизмом, имеют определенные потребности, а также возможности и способности. Если мы научимся понимать их, оказывать им столь важную помощь в раннем детстве, а взрослым — создавать необходимые условия для работы, то многие из людей с РАС не только станут жить лучше, но и будут приносить обществу пользу.
Наталья Береснякова,
воспитатель ГУО «Толочинский центр
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».