ОСОБЫЕ ДЕТИ — ОСОБЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СЕГОДНЯ — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНВАЛИДОВ
Все семьи одинаково счастливы, когда рождается желанный и к тому же здоровый ребенок. И каждая семья по-своему несчастна, когда рождается ребенок с психофизическими нарушениями. Нередко родители ощущают свою вину, несостоятельность, обреченность, поскольку не знают, как помочь ребенку и как избежать ошибок в воспитании.
Для того чтобы семья не оставалась наедине со своими проблемами, в Толочине существует Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, который тесно взаимодействует с родителями и помогает сделать жизнь их детей более разнообразной, а обучение — интересным и радостным.
В нашем районе на сегодняшний день проживает 17 детей-инвалидов с особенностями психофизического развития. Все они нуждаются в получении специального образования, социальной адаптации и снижении их зависимости от посторонней помощи. Родителям предоставляется возможность самим выбирать, где будет обучаться их ребенок, — либо в ЦКРОиР, либо при школе или же в семье, однако приоритет отдается первому. Здесь обучаются 9 детей-инвалидов: 3 — в специальном классе центра для детей с тяжелыми или множественными нарушениями психического или физического развития, 2 получают раннюю комплексную помощь в условиях семьи, 4 воспитываются в специальной до-школьной группе центра. К месту учебы осуществляется подвоз детей транспортом отдела образования.
Нужно отметить, что в последние годы в районе специальному образованию уделяется особое внимание, создаются необходимые условия для таких детей: в учебных заведениях оборудуются пандусы (наклонная поверхность для вертикального перемещения инвалидов на креслах-колясках), расширяются дверные проемы, убираются пороги. Все это делается для того, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя загнанными в угол, не боялись находиться в обществе, а оно, в свою очередь, с пониманием относилось к ним, как это делается в Европе. Ведь на улицах европейских городов людей с ограниченными возможностями очень много. И не оттого, что больными там рождаются чаще или чаще травмируются, а оттого, что для этих людей созданы все условия, чтобы они не ограничивали свою жизнь четырьмя стенами квартиры, могли находиться в обществе.
В одной зарубежной компании, специализирующейся на выпуске средств реабилитации инвалидов, проводятся лекции для стажеров. Первая лекция начинается с вопроса о том, кто такой инвалид. И преподаватель отвечает сам: “Инвалид — это каждый из нас, это тот, кем мы можем стать в любую секунду. Нас друг от друга отделяет один миг. Те, для кого мы работаем, одни из нас, просто их возможности ограничены”.
И все мы обязаны признать за человеком право быть необычным, непохожим, отличным от нас. Способность стать на место другого, пропустить через себя его боль, умение воспринимать и любить человека через уникальность и неповторимость его личности — основа понятия “человечность” в самом высоком смысле этого слова. И это, по большому счету, основа нашего выживания.
А. ВЕТОШКИНА, социальный педагог ЦКРОиР.