ШКОЛА ВЫХОДНОГО ДНЯ

12 декабря 2011 6:00

Самое дорогое для семьи и общества — дети. С пониманием этого надо и строить свою работу всем, кто отвечает за судьбу каждого в отдельности ребенка. К примеру, в средней школе №2 нашего города своевременно обратили внимание на такую имеющую место проблему в современном образовании, как преемственность между дошкольным и школьным образованием. О том, как удается найти подходы в ее разрешении, мы попросили рассказать зам. директора по учебной работе Тамару Станиславовну Сушкову.

— Тамара Станиславовна, школа выходного дня решает поставленные перед ней вопросы уже не первый год. Оправдывает ли она свое предназначение, удовлетворены ли вы как ее куратор получаемыми результатами, прямо скажем, от воплощения серьезного новаторского проекта?

— Все мы являемся свидетелями того, какими семимильными шагами идет развитие ребенка от рождения до пяти лет. Дети изумляют и восхищают нас глубиной и остротой мышления, видения окружающего мира. Именно этот период является самым благоприятным для изучения языков, накопления знаний и т.д. Все и обо всем хотят они знать в этом возрасте. И многое знают. Было бы совсем неправильным упустить данный момент на самом ответственном этапе — переходе от детского сада к школе. Дети горят желанием пойти в школу, а когда это случается — многих уже через месяц-другой не узнать. Происходит откровенное разочарование. Чтобы дальше не загонять проблему вглубь, мы и задумались, как можно подружить ребенка со школой. Пришли к выводу: пока ребенок играет, полон энергии, начинать это надо не дожидаясь, пока ему исполнится шесть лет. Ничего не навязывая и ни к чему не обязывая, а только адаптируя, приучая к школе.

— Какие оценки уже вызрели, чтобы сделать те или иные выводы?

— Работаем 4-й год и видим, что задуманное приносит свои радующие и обнадеживающие нас плоды. Наличие школы выходного дня реально позволило убедиться, что детей надо готовить плавно, суметь избежать резкого скачка от игры к учебным занятиям. Что ни говори, но последнее — это большой труд. Ребенок, пережив один-другой серьезный стресс, может вообще отвернуться от школы, даже способный, талантливый…

— Что явилось организационной формой данной подготовки?

— Сначала набрали 2 группы численностью по 10-12 человек. Определили на работу с ними очень подготовленных учителей, истинных педагогов и психологов по сути, которые со всей полнотой понимали необычность стоящих перед ними задач. Главным было не сбиться на прежние методики и не начать форсировать подготовку к школе, учить писать, читать, считать. Своими встречами с пятилетками необходимо было спрогнозировать возможные школьные трудности по каждому ребенку. Необходимо было себя переломить, что надо не учить, а готовить к учебе, постичь индивидуальные особенности ребенка, а уже затем задавать ему программу развития.

— Удалось?

— Да, столкнувшись на первых порах с тем, что ребенок, собственно, как это было и у шестилеток, умеет читать, считает, имеет даже знания на своем возрастном уровне по астрономии, но не ладит со сверстниками, не готов застегнуть пуговицы на одежке, завязать шнурки, капризничает, и в этом состоянии ему уже совсем не до школы, мы понимали, с чего надо начинать и что делать. Снимали повышенную тревожность в состоянии психики детей, убирали некомфортные ощущения себя в новой для них обстановке. Работаем вместе с учителем. Я посещаю уроки, логопед устраняет речевые недочеты, психолог проводит диагностирование, медработник решает свои вопросы. По итогам прихода их в школу видим, что через адаптацию к школе многое удается сделать. В дальнейшей работе с этими детьми в последние два года вообще не наблюдается никаких проблем.

— Как строятся занятия, каково их содержание?

— Занятия проводятся с сентября по май, по субботам, по три урока в день, с 10.00 до 12.30. Продолжительность урока — 35 минут, перемена длится 20 минут. Нагрузка вполне посильная, некоторые дети не хотят уходить не только с уроков, но и из школы. В том, что им интересно, убеждаются и родители. Во-первых, об этом говорят сами малыши, во-вторых, всегда можно поприсутствовать на уроках, видеть, чем они занимаются и на что способны.

— А ведь о занятиях не скажешь, что они просты?

— Тем не менее, за счет чередования видов деятельности, их игровой формы, огромного труда, который берет на себя учитель, дети не замечают трудностей. На веселую грамматику отводится 20 часов. Очевидное для всех развитие получает их речь, способность к рассуждению и доказательству, умение различать на слух и в произношении звуки речи, обогащается словарь. При подготовке руки к письму формируется навык правильного захвата карандаша, ручки. Так же есть такие предметы, как занимательная математика, развивающие игры, ритмика и танец. Главная задача — научить детей учебной деятельности — выполняется на достаточном уровне. Видим, что те, кто ходил на предшкольную подготовку, умеют учиться. Умеют сидеть, воспринимают учителя, умеют работать в коллективе. Они знают, в какую школу пойдут, и это значительно облегчает их психологическое состояние.

— Услуга эта, как известно, платная. Сколько обходится один день пребывания в школе выходного дня?

— С ноября плата несколько возросла и составляет 12 тысяч 680 рублей. Дело абсолютно не в деньгах для школы. Важнее то, что делается для ребенка, его развития. Данная практика находит распространение в республике. В некоторых школах она применяется уже с 90-х годов. Теперь по этому пути идем и мы. В школу выходного дня принимаем всех желающих, заключаем договора с родителями. Конечно, приходят дети с разными возможностями, а на выходе видим впечатляющие своими достижениями результаты. В этом и заключается большой плюс школы, обеспечиваются равные стартовые возможности учащимся перед началом обязательного обучения. Но есть и обратные примеры. Некоторым родителям учитель настоятельно рекомендует подождать с отправлением ребенка в том же шестилетнем возрасте в школу  — и только потому, что ребенок недоиграл.

— Как с наглядными методическими пособиями в школе выходного дня для  учителей?

— Собираем их по крупицам. Приобретаем литературу, аудио- и видеозаписи, посещаем другие школы и учимся у своих коллег. За эти три года сделано немало. Имеем возможность обеспечивать учебными пособиями, книгами и детей. Хочешь войти в закрытую дверь — надо стучаться. Собственно, мы и следуем данному правилу. А когда отправляешься в путь, приходишь к цели. Подходы к работе школы выходного дня наработаны, теперь надо в ее необходимости для развития детей убедить еще и как можно больше родителей. Кстати, работа с детьми этого возраста очень трудная, поэтому и есть смысл, чтобы ее продолжать и расширять.

— Спасибо, Тамара Станиславовна, за обстоятельный и содержательный разговор, успехов вам в хороших начинаниях.

Вел беседу В. БИРЮКОВ.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Декабрь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене