ОЧАРОВАНИЕ ИГРЫ
— Тимур, почему ты стал играть в шахматы, — обращаюсь к самому юному воспитаннику Валерия Владимировича Москвича, тренера Центра творчества детей и молодежи.
— Чтобы соседа обыграть, — шмыгнул носом мальчик.
Мы рассмеялись. Вполне уважаемый стимул для утверждения у восьмилетнего паренька.
— Ну, положим, эту цель мы давно достигли, — погасив улыбку, отмечает Валерий Владимирович. — Сегодня перед Тимуром Дашкевичем стоят более серьезные задачи — овладеть теорией и практикой игры на уровне разрядника, обрести опыт в борьбе с опытными спортсменами. Первый в своей жизни турнир в Орше мальчик прошел вполне успешно. Не оробел перед авторитетами, показал вполне бойцовский характер.
— И в математике у меня в школе дела хорошо пошли, — подсказывает тренеру парнишка.
А вот это уже серьезно. Тимура никто за язык не тянул. Он сам установил и назвал нам причинно-следственную связь между приобретенным умением анализировать шахматные задачи и своими успехами в точных науках.
Валерий Владимирович одобрительно потрепал мальчишку по волосам, а мне пояснил:
— С этим явлением при работе с детьми я сталкиваюсь постоянно. Ребята, увлекающиеся шахматами, как правило, лучше своих сверстников успевают в точных науках. Психологи утверждают, что дело здесь в особенностях развития детского восприятия мира. В 6 — 12 лет у всех без исключения детей происходит формирование так называемого механизма “действия в уме”. В этот период времени ребенок учится проигрывать непонятные ему жизненные ситуации в своей голове, прежде чем начинать действовать или говорить. Помочь ему в этом действовать логично, адекватно ситуации — значит, вооружить интеллектуально на всю оставшуюся жизнь. Во многих странах мира уже давно сделали вывод: игра в шахматы не самоцель. Это идеальная модель для формирования механизма мышления. И активно внедряют игру в школьные программы. Кто факультативно, кто как отдельный предмет обучения.
— Да, — уважительно соглашаюсь, — научить детей азам анализа через азарт, интерес, увлекательную игру было бы настоящей педагогической находкой. Тимур, ты лично на сколько ходов вперед видишь и анализируешь партию?
— На 3 или 4 хода, — гордо ответил мальчик.
— И это только начало, — подчеркнул тренер. — Хороший шахматист просчитывает партию на 15 ходов вперед. Рассматривает логику развития игровой ситуации за себя и соперника. Представляете, какое интеллектуальное, творческое напряжение он при этом испытывает и насколько это умение концентрироваться, мыслить широко помогает человеку в профессиональной деятельности.
А ведь мы с ребятами изучаем и русские шахматы. Они называются таврели. Кстати, Тимур в них тоже играет. Мне кажется, они гораздо интереснее, чем индийские. Изюминка в том, что в русских шахматах игра идет в трех измерениях, что заставляет детей мыслить объемно, искать парадоксальные решения. Не знаю ничего в мире прекраснее шахмат! Благородная игра, глубокая своей философией, логикой, стройностью и красотой. Ее настоящие глубины открываются только истинным поклонникам. Но не дно. Его достичь невозможно. В этом многовековая тайна и прелесть игры.
— Давайте от слов к делу, — предлагаю шахматистам, — вот шахматы, покажите свое умение.
Седого мужчину и юного мальчика не пришлось долго упрашивать. С видимым удовольствием они расставили на доске фигуры, уселись напротив друг друга. Вначале играли, отвечая на мои вопросы, потом… Потом замолчали, перестали меня замечать, погрузившись в мир шахматной стихии с головой. Какие горизонты открылись им там?
М. КОРОЛЕВ.