Величие и подлость шли рядом

24 декабря 2013 20:19

Огромную роль для организации обороны страны в тяжелом 1941 году сыграли заградительные отряды Красной Армии, появившиеся в ее рядах с первых дней войны. 27 июня 1941 года Наркомат обороны СССР издал директиву №35523 о работе органов контрразведки в военное время. В качестве главных задач им вменялись “решительная борьба со шпионажем и предательством в рядах Красной Армии, ликвидация дезертирства в прифронтовой полосе”.

Сотрудники этих отрядов получили право ареста бежавших с поля боя, а в необходимых случаях и расстрела их на месте.

Но вместе с официальными органами, пытающимися навести порядок в тылу, очень быстро возникли стихийные заградительные отряды, целью которых была организация обороны силами и средствами бойцов и командиров, отбившихся от своих частей и соединений,  потерявших связь с командованием и управление.

Один из таких отрядов был создан в Толочине в конце июня 1941 года. Возглавил его не общевойсковой командир, не сотрудник НКВД, даже не комиссар, а интендант 1-го ранга Маслов, развернувший кипучую деятельность по организации обороны нашего города, переправ через реку, шоссе Минск — Москва.

В одной из своих публикаций мы уже отмечали, что ему удалось мобилизовать на эти цели до 6 тысяч человек из местного населения. Из отступающих разрозненных групп военнослужащих Красной Армии он “сколотил” воинское подразделение, состоящее из 57 офицеров и 415 рядовых, вооруженных не только стрелковым оружием, но и орудиями.

В итоге к началу оборонительных боев  в Толочине был наведен порядок. Случаи паники, слабоволия, дезертирства Маслов пресекал жестоко, не останавливаясь ни перед чем.

5 июля 1941 года в докладной записке военного прокурора Витебского гарнизона военному прокурору Западного фронта читаем: “Мною получено сообщение, что начальник заградительного отряда Народного комиссариата обороны интендант 1-го ранга Маслов расстрелял без суда и следствия народного судью Толочинского района товарища Абрамовича за то, что последний, получив оружие от НКВД как активист района, стал его разбирать и произвел нечаянно выстрел в потолок у себя в кабинете. Обком партии требует от меня ареста этого Маслова и предания его суду военного трибунала…”.

Не вызывает ни малейших сомнений абсолютная надуманность повода  для ареста офицера, поддерживающего железной рукой дисциплину в прифронтовом Толочине. Случайный выстрел в потолок, как мы все понимаем, не мог  послужить основанием, чтобы поставить к стенке такую величину, как районный судья. Между этими людьми произошло что-то принципиально важное, заставившее обоих взяться за оружие….

Что конкретно? Не знаю. Но могу предположить, что разгадка трагического инцидента кроется в поведении многих партийных и советских работников  в эти суровые дни.

Прокурор Витебского гарнизона, составляя свою докладную записку, поступил дальновидно и умно. Видимо, знал истинную подноготную этой истории. Указав на требование обкома арестовать Маслова, он тут же дал принципиальную оценку его собственному  поведению.

Всего лишь несколько цитат из многостраничного документа: “Областные органы власти… запоздали со многими важнейшими мероприятиями. В результате чего в городе появились среди населения тревожные настроения, паника, бегство, бестолковщина и дезорганизация… Эти тревога и паника усилились еще и тем, что в городе стало известно о том, что ответственные работники областной организации эвакуируют сами свои семьи с имуществом, получив на железнодорожной станции самостоятельные вагоны. Обком партии не проверил состояние низовых партийных организаций, которые в большинстве или разъехались или разбежались…”

И далее идет подробный перечень должностей, имен, фамилий драпанувших из города “коммунистов”  высокого ранга в поисках собственного спасения.

— Нет у этих людей морального права судить Маслова, — читается между строк прокурорского доклада. — На таких, как он, держится фронт, держится страна….

Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба славного защитника нашего города. Во всяком случае, он оставался на своем посту до 8 июля, даты подхода к Толочину дивизии полковника Крейзера.

Но хочется верить, что когда-нибудь об этом узнаем подробнее.

Подготовил М. КОРОЛЕВ.

P. S. По материалам  книги Исаева “Неизвестный 1941 год”, документам Государственного архива России, предоставленного в распоряжение редакции полковником в отставке Н. С. Петрушенко.

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Декабрь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене