По трассам воздушным они ведут самолеты
В Беларуси День работников гражданской авиации отмечается ежегодно каждое первое воскресенье ноября. Но существует еще один праздник — Международный день авиадиспетчера, который отмечается ежегодно 20 октября. Об этом наша беседа с авиадиспетчером Национального аэропорта Минск Татьяной Кривецкой.
— Татьяна, у вас романтическая профессия и редчайшая в плане своей важности и ответственности, как пришлось стать на эту стезю?
— Закончила СШ №1 города Толочина в 2008 году. Затем поступила в Минский государственный высший авиационный колледж (МГВАК) на специальность “организация движения на воздушном транспорте”. Во время учебы принимала участие в международных фестивалях между учебными заведениями гражданской авиации, в олимпиадах по информатике и английскому языку, занимала призовые места. Более того, есть в моей истории и один прыжок с парашютом. Состояние полета описать словами невозможно — нужно прочувствовать.
В 2013 году окончила учебное заведение с отличием. По распределению работаю на Государственном предприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения, расположенном в Национальном аэропорту Минск. Другими словами, я авиадиспетчер.
— Что подвигло на выбор именно этой специальности?
— Интересовалась авиацией! Работа авиадиспетчером вполне реализует этот интерес.
— Расскажите в рамках возможного о ней чуть больше.
— Диспетчеры управления воздушным движением — это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, от нас требуется оказать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Каждые сутки в воздушном пространстве Республики Беларусь осуществляют полет около 1000 воздушных судов, в том числе с взлетом-посадкой на аэродроме Национального аэропорта Минск — до 170 в сутки.’
Контроль за движением самолета осуществляется от момента запуска двигателя перед взлетом на аэродроме вылета, затем на этапе горизонтального полета и до момента выключения двигателя по окончанию заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания нормативных правовых документов, регламентирующих порядок выполнения полетов и осуществления управления воздушного движения, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка, радиотехнических средств обеспечения полетов и т. д.
— В чем заключается специфика вашей работы?
— Получив допуск на диспетчерский пункт, контролирую движение воздушных судов в области воздушного пространства, ограниченного высотой 5950 м и радиусом около 70 — 80 км от аэродрома Национального аэропорта Минск, решаю задачи по определению очередности захода на посадку и распределению потоков всех вылетающих самолетов.
Управление самолетами происходит по средствам радиосвязи и только на английском языке, так как большинство экипажей — иностранные пилоты. Самолеты летают круглосуточно, работать приходится и днем, и ночью. Но это никак не утомляет, так как много выходных дней. График очень удобный (двенадцатичасовой рабочий день, дневная смена, затем ночная и три выходных). Рабочее место находится на диспетчерской вышке аэродрома. Думаю, все, кто хоть раз был в аэропорту, видели это самое высокое сооружение.
— Какими качествами надо обладать для этой работы?
— Диспетчер должен уметь хорошо ориентироваться и представлять объект в пространстве, запоминать необходимое количество цифр и слов; оставаться спокойным и уверенным в стрессовых ситуациях; уметь анализировать ситуацию и творчески применять установленные правила.
Немаловажно и здоровье: диспетчеры регулярно проходят медицинскую комиссию, а также медосмотр перед заступлением на дежурство.
Ничуть не пожалела, что выбрала такую интересную и необычную профессию!
— Спасибо, Татьяна, за приятное и интересное интервью, дальнейших вам успехов в этой во многом загадочной и необыкновенной профессии.
Виктор БИРЮКОВ.
По трассам воздушным они ведут самолеты,