Тише едешь — дольше жить будешь
Немного перефразировав общеизвестную истину, хотелось бы еще раз напомнить ее всем — и начинающим автолюбителям, и водителям с многолетним опытом. Особенно актуально это в преддверии наступающей зимы, которая, как известно, всегда усложняет дорожные условия.
Любое транспортное средство — это объект повышенной опасности, особенно “завтрашние” для нашего уровня материального достатка автомобили зарубежного производства с “послезавтрашними” для нашего менталитета скоростями на наших, иногда “вчерашних”, дорогах. Да, благодаря техническому прогрессу обладатель современного автомобиля чувствует себя за рулем комфортно и легко оставит в хвосте любого “тихохода”, нажав на акселератор и не ощутив при этом значительного увеличения скорости. Но это чувство безопасности и легкой управляемости обманчиво. Доводя стрелку спидометра до отметок 140 — 160 км/ч и более, водители не понимают, что на таких скоростях при возникновении нештатных ситуаций справиться с управлением движущегося железного объекта весом в 2 тонны и более практически невозможно, даже несмотря на предусмотренную конструктивную легкость управления. Подушки безопасности при этом окажутся бесполезными.
По статистике, больше всего любят полихачить и попадают в ДТП молодые водители в возрасте от 18 до 25 лет. Характерный пример: девушке даже хватило 15 секунд, чтобы при выезде со двора своего дома на новеньком “Лексусе” съехать в кювет и опрокинуться. Хотя нередко удивляют неблагоразумным поведением и уверенные в своих навыках водители более зрелого возраста, желающие произвести впечатление “умелым вождением”. Да, впечатление они, конечно, производят, но какое? Здравомыслящие участники дорожного движения всегда провожают таких лихачей недоуменным взглядом: все ли у них в порядке с головой?
Кстати, психологи утверждают, что возможная причина лихачества на дороге — проблемы в межличностных отношениях, стремление самоутвердиться, показать свое мнимое лидерство.
Кроме превышения скорости и недостаточного владения навыками вождения, распространенными причинами ДТП являются невнимательность, несоблюдение требований дорожных знаков и дорожной разметки, несоблюдение дистанции, переутомление и засыпание за рулем.
Один из многочисленных печальных примеров. Ранним летним утром на прямом сухом участке 483-го километра автодороги М1/Е30 в результате съезда в кювет и опрокидывания автомобиля произошло непоправимое — один пассажир погиб, двое ранено. Причиной трагедии стали превышение скорости, переутомление водителя и засыпание за рулем.
Вообще, анализируя статистику ДТП, можно сказать, что идет настоящая дорожная война в мирное время. Не зря количество жертв дорожных аварий иногда сравнивают с человеческими потерями Советского Союза в афганской войне: за 10 лет Советская Армия потеряла в ней более 15000 человек, а сегодня столько же гибнет ежегодно на дорогах Российской Федерации.
Оставляют тяжелое впечатление и цифры, относящиеся к 57-километровому участку дороги М1/Е30, который проходит по территории Крупского и Толочинского районов и обслуживается толочинским предприятием ДЭУ-8. Здесь, а также на автомобильной дороге Р19 Толочин — Крупки за последние 18 лет в ДТП погибло 164 человека. Причины данных ДТП следующие: превышение скорости — 37, водитель не справился с управлением — 14, столкновение со стоящим транспортным средством — 10, попутное столкновение — 2, переутомление и засыпание за рулем — 7, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения — 4, несоблюдение дистанции движения — 5, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки — 1, непредоставление беспрепятственного проезда транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда — 1, наезд на дикое животное — 2. Под колесами автомобилей погиб 61 пешеход. Это, действительно, люди, которые как будто не вернулись с войны, недожили, недолюбили, не вырастили детей.
Рост количества ДТП статистика отмечает практически во всех странах. В прошлое воскресенье во всем мире чтили память жертв дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, организуемые в этот день, направлены на массовое привлечение внимания к проблеме, напоминание о необходимости срочного принятия практических мер для снижения уровня смертности на дорогах.
Количество ДТП значительно увеличивается в зимний период. Многие водители, несмотря на сложные метеорологические условия, продолжают, как и летом, превышать скоростные режимы движения, нарушают правила дорожного движения.
Еще один пример. 496-й километр дороги М1/Е30. Сильный снегопад. Движение со скоростью 120 км/ч, невозможность справиться с управлением при заносе, выезд на полосу встречного движения — и лобовое столкновение с боковым ударом. Водитель, молодая девушка, и пассажир погибли на месте.
Впереди самый сложный период для участников дорожного движения — зима. Каждый водитель к настоящему времени уже должен был позаботиться о замене летней резины на качественную зимнюю. И желательно, чтобы резина стояла одинаковая на обеих осях автомобиля. Сочетание разных покрышек на осях может спровоцировать непредсказуемое поведение автомобиля в виде неконтролируемого заноса со всеми вытекающими из него последствиями.
Садясь за руль, следует помнить основные правила вождения на зимней дороге:
- наиболее эффективное торможение — двигателем;
- во избежание пробуксовки на месте на заледеневшей дороге трогайтесь со второй передачи;
- подъезжая к пешеходным переходам, остановкам общественного транспорта, нужно снизить скорость движения, чтобы вовремя среагировать на внезапное появление пешехода;
- дорожная разметка — это самые скользкие места, торможение на ней опасно;
- мосты и путепроводы промерзают в первую очередь;
- нужно постоянно выдерживать безопасную дистанцию движения;
- забудьте о движении накатом на нейтральной передаче;
- двигайтесь со скоростью меньше разрешенной;
- не делайте резких движений.
При выборе скорости целесообразно придерживаться следующих трех принципов: вода на зимней дороге — скорость 80, снег — 60, гололед — 40.
В значительной степени безопасность на дороге зависит и от поведения пешеходов, в частности, от их отношения к своей обязанности носить в темное время суток фликер. Некоторые почему-то стесняются использовать его, хотя такое требование предусмотрено правилами дорожного движения.
Уважаемые пешеходы! Не стесняйтесь сохранить себе жизнь. Без светоотражающих элементов вас практически не видно на дороге, в свете фар вы появляетесь слишком поздно, чтобы можно было заблаговременно остановить автомобиль.
Всегда тяжело и обидно видеть искореженный автомобиль с застывшей на отметке выше 140 км/ч стрелкой спидометра. Поэтому хотелось бы еще раз обратиться ко всем участникам дорожного движения. Будьте предельно внимательны, осторожны и уважительны друг к другу! Проявляйте благоразумие, берегите себя — и возвращайтесь из любой дороги невредимыми!
Игорь КРАСОВСКИЙ,
инженер по безопасности движения ДЭУ №8 РУП “Витебскавтодор”.