Рыбные страсти: Людмила Снапковская занимается выращиванием мальков угря

10 января 2015 14:32

Людмила Снапковская — инженер-технолог,  специалист по промышленному рыбоводству. Эту редкую специальность она получила в Белорусской сельскохозяйственной академии, куда поступила после окончания средней школы в Толочине. А трудится сегодня в рыбоводно-фермерском хозяйстве “Актам-Фиш” в Миорском районе. Предприятие,  единственное в республике,  выращивает мальков угря для зарыбления  белорусских рек и озер.

Девушка приехала в родной город на новогодние праздники, но  согласилась встретиться с нами и побеседовать.

ПОД ПОКРОВОМ ТАЙНЫ

— Людмила, поясните дилетанту, — попытался я разобраться в проблеме. — Вы разводите мальков угря  из икры?

— Ну что вы, — улыбнулась в ответ девушка. — Такую смелость мы  на себя не берем. Да это и невозможно. Размножение угря   для ихтиологов долго было тайной за семью печатями. Лишь относительно недавно было обнаружено место, где он появляется на свет.

— И где же?

— Ежегодно  угри, достигшие половой зрелости, повинуясь могучему  зову инстинкта, из наших рек и озер через Балтийский бассейн устремляются в Атлантический  океан и преодолевают тысячи  миль, пока не достигнут  Саргассова моря. И только в его водах, на огромной глубине в 400 и более метров, нерестятся. Вот почему ученые долго не могли открыть секрет их рождения. Кстати, размножаются угри единственный раз в жизни. Завершив эту миссию в Саргассах, они гибнут в морской пучине.

— Получается, назад в наши реки и озера возвращается только их потомство. Как они находят сюда дорогу? Чем  питаются?  Как адаптируются к пресной воде?

— Вот видите, сколько вопросов рождает жизнь этой удивительной рыбы,  способной жить  в речной и в морской воде, выползать на землю, передвигаться по ней, подобно змее, в поисках других водоемов, — развела руками Людмила. — На все из них я вам не отвечу. Вся литература об угрях  пестрит такими словами, как “предположительно”, “может быть”, “вероятно”… Их изучением  занимаются целые научные коллективы.

—  И при этом выясняют попутно, — вставил в беседу и я свое слово, — что мифический морской змей, о котором так много пишут в научно-популярной литературе, это всего лишь личинка угря, вырастающая по каким-то причинам в океане до гигантских размеров.

— Кто такой морской змей, я не знаю, — качает головой мне в ответ девушка. — Но сегодня  достоверно известно, что личинки угря, рожденные в глубинах Саргассова моря, несет к берегам Европы теплый Гольфстрим.  В пути они проводят около трех лет, претерпевая  ряд физиологических изменений. Белорусских водоемов  достигают вполне дееспособные особи, которые могут прокормиться там и постоять за себя.

— Это как?

— Угорь — хищник. Питается ракушками, икрой, мелкими рыбами. Взрослая особь  к 7 — 9 годам вырастает до метра и может весить до пяти килограммов.

— Ну хорошо, — подвожу я черту нашему диспуту. — Если вы не разводите эту рыбу, в чем тогда состоит ваша задача?

— Мы получаем в специальных контейнерах микроскопических по размерам  мальков угря, выловленных где-то в Атлантике, отмываем их у себя и в течение двух лет доращиваем  до  взрослости, обеспечивающей рыбе самостоятельное проживание в природных условиях.

УСПЕХ — В ОБМАНЕ

— Вот как! И каким образом вы это делаете?

— У нас на ферме  разработана и реализована специальная технология  выращивания   угря в разных  бассейнах. По мере взросления они туда отбираются исходя из своих размеров. Содержать их всех вместе нельзя. Более крупные особи начнут пожирать мелочь. Каннибализм у этого хищника развивается рано.  Главное для нас — в процессе  выращивания обмануть рыбу, создать у нее стойкое представление, что живет она в природных условиях.  В этом деле есть ряд  секретов, составляющих коммерческую тайну.  Отмечу только, что со своей задачей мы вполне справляемся. Скоро у наших подопечных состоится  первый “выпускной бал”. И наш угорь, впервые в республике выращенный  искусственным способом, переселится в реки и озера страны. Будем следить, насколько удачным  для него окажется это  плаванье.

— А не проще ли было довести его до товарной массы и продать на рынке? — недоумеваю я. — К чему подобные сложности? Вырастить,  выпустить, потом опять  выловить… Угорь — редкий деликатес. Вы смогли бы на нем хорошо заработать.

— Может быть, так было бы  и проще, — пожала в ответ  плечами  Людмила, — только руководитель и хозяин нашего предприятия Анатолий Михайлович Савчук считает иначе. Цель его начинания не столько  коммерческая, сколько  нравственная.  Прибыль прибылью, но о природе, флоре и фауне республики  тоже надо  заботиться. Бессчетное число личинок угря гибнет  на своем долгом и опасном пути в Европу. До наших водоемов вообще добирается мизер. Угорь в Беларуси стал  редкостью. Мы надеемся, что  нашему предприятию удастся  восполнить эти потери. Помочь природе  восстановить популяцию этой необычной  рыбы. Со временем сделать ее доступной для лова и потребления. В этой связи у Анатолия Михайловича есть мечта. Собрать  на территории Беларуси международную конференцию. Показать, что у нас в республике успешно реализуется своя программа воспроизводства угря. Обменяться с зарубежными специалистами опытом, обсудить проблемы.

НИША ОСТАЕТСЯ СВОБОДНОЙ

— Что представляет собой ваша ферма?

— Это восемь небольших бассейнов в крытом помещении, собственный источник воды в виде глубинного насоса, много кранов, задвижек, труб, автоматики и компьютеров. Вся техника только  отечественного производства. Персонал — 4 человека. Но ответственность на нем очень серьезная. Недосмотр или небрежность в технологии могут обернуться  катастрофой для производства. Зато работать там и чувствовать при этом себя участником созидательного эксперимента  очень интересно.

— Скажите, Людмила, в Витебской области много  хозяйств, выращивающих рыбу в коммерческих целях?

— Надо считать, — задумалась девушка. — Не очень ошибусь, если скажу, что их около трех десятков. Ближайшие два у наших соседей в Сенненском районе.

— А у нас ни одного, — завершаю я свою мысль. — Как специалист скажите откровенно, чего не хватает нам? Энергичных людей, воды, денег?

— Не берусь обсуждать этот вопрос, — остудила мой пыл Людмила. — Причин может быть много.  Известно ли вам, к примеру, какая главная проблема в республике в области товарного  рыбоводства?   Железистая вода. Она сжигает жабры многих видов речных и озерных рыб, препятствует их воспроизводству и росту. Чтобы организовывать эффективное рыбное хозяйство в нашем регионе, нужны серьезные предварительные исследования.

— Конечно, нужны, — соглашаюсь с ней. — Только в довоенные и пятидесятые годы прошлого столетия некоторые колхозы нашего района разводили рыбу в прудах и продавали ее на рынке. Об этом черным по белому написано в архивных номерах нашей газеты.

Думается мне, что просто еще не нашелся у нас человек, готовый освоить эту нишу. Но рано или поздно найдется. Не свой, так чужой. В коммерции свято место долго не пустует. Кто-то обязательно его занимает.

Михаил КОРОЛЕВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.4/10 (8 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +7 (from 7 votes)
Рыбные страсти: Людмила Снапковская занимается выращиванием мальков угря, 9.4 out of 10 based on 8 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене