Выбор Светланы Федюковой предопределила мечта
На протяжении 15 лет Светлана Александровна Федюкова работает учителем, преподает математику, и уже второй учебный год возглавляет педагогический коллектив Октябрьской средней школы.
Уголки школы знакомы, потому что приходится здесь бывать на протяжении всего времени пребывания в районе и прослеживать, как меняется и облик школы, ее классов и коридоров, двора, а главное — атмосфера в этих уютных, пусть местами и приспособленных, помещениях. Она не раз перестраивалась, расширялась, приросла даже отдельной пристройкой. Это было особо приятное время, так как росло и количество учеников.
Теперь процессы иные, но важно, как в них сохранить роль и место общеобразовательного учреждения в жизни местного сельхозпредприятия, в целом для района. Сделать это могут только думающие, любящие свой труд педагоги, болеющие душой за детвору, наше будущее. В их числе, которое огромно, слава Богу, и Светлана Александровна.
Дух школы улавливается еще на подходе к ней. Прозвенел звонок — и дети высыпали во двор, прокатываются по импровизированной ледовой дорожке, полны веселья и задора. Кто-то пытается перекинуться в снежки. Шутки, смех, радость. Издалека завидев нас, все искренне произносят по-детски непосредственное “здравствуйте” или “добрый день”.
Такой же атмосферой встречает нас и обстановка внутри школы — уютной, эстетичной, приподнятой. Хочется, сняв груз рабочих забот, просто пройтись по классам, отдохнуть, глядя на красоту во всех ее проявлениях. Всюду именно работающие информационные стенды, панно, детские поделки.
За это время, пока мы проходим с директором по школе, без каких-то официозов выясняется, что примером для нее в выборе профессии стала мама, Лилия Ивановна, учительница русского зыка и литературы. Около 50 лет она отдала школам в Полоцке и Новополоцке, много лет возглавляла педагогический коллектив. Выйдя на заслуженный отдых, работает директором Просветительско-образовательного центра при Полоцкой епархии. Не раз и Светлана оставалась с мамой в школе допоздна, нередко ее, уснувшую, приходилось домой нести на руках.
Когда была ученицей, думалось стать и художником-модельером, дизайнером, а когда заканчивала школу, остановилась на учительской профессии. Закончила механико-математический факультет Белгосуниверситета. И все это время проживает, работает на селе. В Обольцах, где у них построенный самими дом, и трудилась все эти годы, пока не было предложено стать во главе коллектива в Серковицах. Городская, она не испугалась села, напротив, с настроением восприняла, что в ее судьбе оно оказалось.
— Маленькая сельская школа, — говорит Светлана Александровна, — это как одна семья. В городской школе в лучшем случае мы знаем свой класс, свою параллель, а в сельской, что замечаю всегда, вместе, неразлучны и первоклассник, и одиннадцатиклассник. У них и общие темы для разговора есть, и общие интересы находятся…
Такой же семьей живет на селе и учительский коллектив.
— Мне всегда на них везло, — продолжает она, — прежде всего имею в виду дружный, хороший коллектив в Обольцах. О нем у меня остаются самые теплые воспоминания. Из Обольцев уходить было очень тяжело, с пониманием, что идешь чуть ли не в неизвестность, где не знаешь ни одного из учителей. Но все получилось, мне повезло, что здесь коллектив тоже очень хороший…
В этой новой семье их 20 педагогов, 57 учащихся. Семь человек из них имеют высшую категорию, остальные, в большинстве своем, первую. В разговоре очень чувствовалось, с какой гордостью говорит Светлана Александровна о их человеческих качествах, любви к своей профессии, о том, как важно поддержать директору ту искру, которая постоянно живет в душе учителя.
При подготовке к педагогическому совету старается найти ту тему, которая вызовет к себе внимание и интерес у каждого. Вот, поделилась, и последнее заседание его оказалось волнующим. Говорили, обсуждая подготовленный директором школы вопрос, о культуре школы. Сами вышли на эту тему, многогранно посмотрели на различные стороны жизни своего учреждения в данном направлении.
Рассматривали тему и с точки зрения взаимоотношений коллег между собой, учителей и учащихся, других субъектов учебного процесса, ту обстановку, которую создает сам учитель в кабинете, классе, в школе. В анкете, розданной учителям перед заседанием педсовета, на вопрос “что отличает наш коллектив от других известных вам коллективов школ” практически все ответили, что отличает доброжелательность в отношениях. В их семье, действительно, человек не остается один. Случается у кого беда, неприятность — умеют здесь ее понять и разделить, искренне поддержать.
— Придя на директорскую должность, отработав семь лет завучем в Обольцах, я поняла, — говорит С. А. Федюкова, — что разница в этих должностях большая. Директор, как бы там ни было, больше хозяйственник. Засучив рукава взялась за укрепление материально-технической базы. Одновременно не меньше внимания и работе непосредственно учительской. Классы небольшие, у меня 8 и 11, но готовлюсь к каждому уроку, словно это мой первый урок. Нахожу новое, неоткрытое ранее, прорабатываю все этапы и моменты. Учащиеся не должны уходить с урока, не получив знаний, не открыв для себя что-то важное, интересное. Дети-то с разной подготовкой, и надо поэтому предусмотреть, что дать каждому в отдельности…
Светлана Александровна не скрывает, что все равно проблемы остаются. Выйти на нормальный уровень подготовки учащихся по математике дается сложно. Ребята, что, в общем-то, известно всем, не такие, как были раньше. То же начальное звено школы работает на результат. В нем умелые, знающие педагоги. Когда директор приводит в пример Валентину Фоминичну Бурую, с ее опытом, стремлением, отдавшую всю жизнь малышам в этой школе, понимаешь, здесь не надумана оценка, не в угоду сказано высоко о своих учителях.
А причина — она же есть. Детьми, их развитием надо заниматься с первых дней их жизни. Но это многие не хотят понимать. Когда ребята приходят в первый класс, упущен уже самый важный период в их умственном, интеллектуальном развитии. А больше детство, когда идет ускоренное постижение мира и малыши тоже есть целый мир, не повторится.
Пример учителя в глазах детей высок. Вот и нынешние выпускники, мечтая о будущей профессии, хотели бы продолжить своих педагогов. Одна девочка хочет поступить в вуз и получить профессию учительницы начальных классов. Двое мальчишек хотят стать спасателями. А один из парней, который уже сейчас работает по домашнему хозяйству и помогает взрослым в сельхозпредприятии, будет непременно хорошим тружеником в сельхозпроизводстве. Светлана Александровна назвала его недаром умницей, потому как он уже многое умеет, способный ученик, но не считает за предел мечтаний иметь так манящее многих высшее образование. И это очень важный момент, что вырастают на родной земле любящие ее парни и девчонки. Ежегодно мы рассказываем о их труде в сельхозпредприятии в летний период, изучаем это рвение ребят освоить и технику и опыт взрослых перенять, получить трудовую закалку.
Любят здесь и спорт, тянутся к своему учителю Александру Васильевичу Землянику, молодому, но глубокому по знаниям педагогу, человеку с широким кругозором. Он некогда возглавлял сам молодежную организацию района, буквально растворялся в заботах и делах молодых. А теперь вот — в школе, с детьми. Одновременно занимается заочно в Белорусской сельскохозяйственной академии, получает инженерную специальность.
В районной олимпиаде ученица школы Диана Щербенок заняла первое место по обслуживающему труду, две участницы были близки к успеху, приблизились к третьему месту, по белорусскому языку. В спорте же успехи хорошие, стабильные.
Семья у самой Светланы Александровны и ее мужа Леонида Сергеевича на первом плане. Своим примером отношения к труду они растят окрыленных учебой и трудом детей.
На пятом курсе архитектурного факультета БНТУ занимается старший сын Евгений. Он уже может самостоятельно, что и показал не единожды в деле, первоклассно делать все строительные работы. Более того, как видно по его разработкам архитектурным, находящим уже востребованность и применение, будет из него хороший специалист и здесь. Дочь Диана занимается в университете в Полоцке, хочет стать дизайнером. А самая маленькая, Аннушка, учится в третьем классе в маминой школе.
Все, что есть в этой школе, интересно и увлекательно. И как организован шестой день недели, как здесь выращивают для собственной столовой овощную продукцию и картофель. Как ведется работа кружков и как она предстает в различных неповторимых поделках ребят под руководством умелых учителей трудового обучения, информатики.
Ее надо видеть, поэтому лучше заглянуть в Октябрьскую среднюю школу и пройти по ее уютным уголкам, которые откроют столько загадочного и неповторимого даже взрослым. А что это значит для детворы? Очень и очень многое, ведь это целая страна, имя которой — сельская школа.
Виктор БИРЮКОВ.
Выбор Светланы Федюковой предопределила мечта,