Профессия — учитель: авторитет зарабатывается трудом
Учитель… Из какого нравственного потенциала вызревает это явление? С тем, что хороший учитель всегда явление, думаю, никто спорить не станет. Все мы вспоминаем свою школу с теплотой и благодарностью. И, конечно же, учителей, без которых ничего бы не значили в жизни. Директор Кохановской средней школы Михаил Михайлович Татаранович учительствует свыше 30 лет. Подобный опыт дорогого стоит. Во всяком случае, позволяет со знанием дела поделиться своими мыслями о профессии школьного педагога.
— Михаил Михайлович, начну, может быть, с провокационного утверждения. Подавляющее число женщин в педагогических коллективах — серьезная проблема. Женщина-педагог, в силу особого восприятия мира, не всегда найдет общий язык с мальчиками. Вы с этим согласны?
— Ну зачем же столь категорично… Действительно, я не представляю наш педагогический коллектив без мужчин. Их шестеро (при этом женщин около 60), но каждый из них на своем месте. И, уверяю вас, их мужское начало в той или иной степени присутствует во всех школьных делах. Конечно, я был бы рад, если бы их было больше. Но… что имеем, с тем и живем.
Теперь о женщинах-педагогах. Я убежден, именно им судьба предначертала главную роль в работе с детьми. В школе женщина — это прежде всего мама. От нее исходит теплота, ласка, понимание и прощение. К тому же она еще и хороший психолог, часто более тонкий и деликатный, чем ее коллега мужчина. Многие проблемы учеников она снимает одним только присутствием среди них. Только потому, что как к женщине к ней нужно относиться особенно.
— Тогда скажите, почему в современной школе осталось так мало педагогов-мужчин? Лет 25 — 30 назад их было намного больше.
— На это были свои причины. Во все времена мужчина в семье считается главным кормильцем. Материальное обеспечение сельского учителя в те годы, с льготами и надбавками, позволяло ему чувствовать себя человеком вполне обеспеченным. Я не скажу, что сегодня мы зарплатой обижены. Получаем не меньше, чем представители многих других профессий. Но не будем закрывать глаза на очевидные вещи. В условиях рыночных отношений многие, особенно молодые люди, хотят “взять” от жизни по максимуму.
— Поэтому и не идет молодежь в педагогические вузы?
— Почему же не идет? Еще как идет. Другое дело, что по их окончании многие предпочитают заниматься чем угодно и быть где угодно, только не детей в школе учить. Вот в чем проблема. Учителя в стране вроде бы есть и в то же время их нет. Кто баранку крутит, кто за прилавком стоит, кто в России кирпичи таскает.
— Получается, в вуз идут за дипломом? Мол, корочки в жизни всегда пригодятся. Но ведь подобные “педагоги” лишь дискредитируют школу.
— К счастью, в стране заложены хорошие традиции отбора и закрепления педагогических кадров. В школе остаются только те, кто выбирает эту стезю по внутреннему убеждению. Приходит к нам молодой человек, приступает к работе с детьми. Чувствует — у него получается. И, как правило, делает осознанный выбор в пользу нашей профессии. Или уходит, разочаровавшись в себе, школе, в детях, с которыми так и не смог найти общий язык. Учительская профессия — это всегда что-то тонкое, деликатное, творческое. Она не каждому по плечу. Кто ответит, почему одного учителя мы с благодарностью вспоминаем всю жизнь? А другого, вроде бы умного, знающего, забываем, едва переступив школьный порог во взрослую жизнь. Каждый из нас оставляет свой след в детском сердце. Каким он окажется, только время рассудит.
— Получается, педагогом можно стать только по призванию? Принцип “научим любого” здесь не работает?
— Любого не научишь… Принципиальный момент — учитель работает с детьми и подростками. В их души и головы он может вложить как хорошее, так и плохое. Учитель сегодня не просто дает детям знания. По большому счету, многое они и сами могут почерпнуть из СМИ и интернета. Наша задача еще заключается в том, чтобы дать им правильную интерпретацию и оценку. На что-то обратить принципиальное внимание, развить и дополнить, а от чего-то защитить юные души. В этой связи педагогу важно не только знать свой предмет, детей, с которыми он работает, но и жизнь, социальные процессы, в ней протекающие. Быть универсалом применительно к другим областям знаний. Не побоюсь утверждать — стать личностью как по своим знаниям, так и убеждениям.
— А что, раньше было не так?
— Что вы! Одно дело было работать по единым учебникам, единой программе, в рамках единой идеологии, как это имело место в Советском Союзе. И другое — при плюрализме убеждений, взглядов, мнений, огромном потоке возрастающей разноречивой и неоднозначной информации. Мир изменился. Изменились наши ученики. Изменились мы сами. Но задачи, которые мы решаем в школе сегодня, остаются для учителей неизменными. Мы обязаны подготовить детей к самостоятельной жизни, дать им прочные знания, воспитать и патриотов своей Родины. Трудно передать словами внутреннее удовлетворение, когда видишь, что твои ученики, которым ты отдал душу, состоялись не только как профессионалы, но и как достойные, уважаемые граждане нашей страны. Это высшая награда для учителя и оправдание всей его жизни.
— Сегодня много говорят о престиже профессии учителя. Чем, на ваш взгляд, он достигается?
— Престиж любой профессии зарабатывается трудом, отношением человека к делу. Мы, педагоги, в этом плане не исключение. Есть и объективный фактор, работающий на авторитет и положение учителя в обществе. Пока овладевать знаниями будет престижно (а в нашей стране это именно так), профессия педагога будет оставаться почетной и уважаемой. Факт очевидный и непреложный.
Беседовал Михаил КОРОЛЕВ.
Профессия — учитель: авторитет зарабатывается трудом,