Уроки Виктора Вислоухова учат собранности и мышлению

23 марта 2015 17:15

Через несколько месяцев будет 41 год, как Виктор Францевич Вислоухов, закончив физкультурный техникум в Витебске, приступил к учительской работе в родном городе и в родной школе. Этот момент он и теперь чтит с огромной для себя радостью. Совсем еще молод — и уже учитель, в одном ряду с такими известными в районе педагогами, как и его учитель физической культуры СШ №2 г. Толочина Иван Федорович Федорцов, Михаил Константинович Вечерский из Усвиж-Бука и другие. Как не поверить здесь в судьбу, которая ведет нас порой самым необъяснимым образом от одного испытания к другому, и так почти все годы и десятилетия, меняя только сам характер испытаний, ситуацию. Он тоже прошел и проходит до сих пор это на себе.

После школы, имея хорошие знания по всем предметам, школа его в тот период была очень сильна на учителей, за компанию с друзьями пошел поступать в Белорусский политехнический институт на автотранспортный факультет. Но, бывает же такое, сдав успешно, имея высокий балл по трем предметам, идет и забирает документы, отказываясь от сдачи последнего экзамена. Никто не понял в тот момент такого крутого виража в его поступке, а Виктор внутренне был убежден, что он прав. Поступать надо туда, к чему у тебя лежит душа. Трудно было это объяснить родителям, и долго еще им его шаг отзывался болью, но настроение сына по приезду домой вскоре поменяло и их настроение. Он буквально взахлеб делился всем, что было в техникуме в учебе и спорте. Да и самостоятельности, напористости, в этом были уверены, ему не занимать у других.

А ведь мало кто знал, а он за это очень переживал, что пришлось ему перенести, понимая, с каким давлением живет все эти годы учебы в старших классах. При поступлении будет углубленный осмотр, как его пройти, как не вернуться домой ни с чем? Благо тетя, у которой останавливался на период сдачи экзаменов, медицинский работник. Она и помогла Виктору, предложив необходимые лекарства, пройти строгий отбор по здоровью. Вопреки различным на сей счет мнениям он закончил с красным дипломом и техникум, и высшее учебное заведение. Упорно занимался спортом, и прежде всего своим любимым баскетболом, получив первый спортивный разряд по этому виду спорта в техникуме физкультуры. Был постоянным призером первенства области по легкой атлетике — толканию ядра, прыжкам в высоту.

С детства тогда парни и девчонки сами утверждали себя в жизни. И он вместе со всеми гонял мяч во дворе, не оставлял в период каникул ни на день стадион, занимался в детско-юношеской спортивной школе. И много работал над собой, читал. Это с тех пор у Виктора Францевича прочные, широкие знания всех школьных предметов. Порой, когда общается с незнакомыми людьми, они, любопытствуя, уточняют: “Вы, видимо, историю преподаете?..” Нет, это ему так историю преподавали. Заслуженный учитель Республики Беларусь, он же директор школы, Василий Дмитриевич Семочкин приходил на каждый урок со стопкой книг по теме урока, прочитанных, проштудированных им лично. Никогда в этой стопке не было учебника истории. Он только легким штрихом, заинтриговав своими знаниями и прочитанным, добавлял: “Учебником вы всегда успеете воспользоваться…” С таким подъемом пласта дополнительной литературы проходили у них уроки географии, химии и биологии, литературы. Выходили они из стен школы и со знанием иностранного языка. Был истинный, подлинный культ знаний в жизни того поколения учащихся. Но так велось, что и уроки физической культуры выдерживали планку самых высокоподнятых в то время. И личность учителя сыграла в его выборе свою роль. Четыре человека с их улицы Луговой в Толочине закончили техникум физкультуры.

— Той системой, — говорит Виктор Францевич, — которая была в практике моего учителя И. Ф. Федорцова, я бессменно как основой пользуюсь до настоящего времени, и прежде всего в подходах к детям, воспитательных ее моментах. Учились мы, начинающие, у старших, не зазорным было подспрашивать, перенимать опыт. Добавлялось уверенности, ты же делаешь так, как другие, авторитетные для тебя и своих воспитанников учителя. Да и в спортзале я проводил время до позднего и когда был учеником, и когда сам стал учить других.

Пока мы разговаривали в В. Ф. Вислоуховым, подошел его коллега Александр Васильевич Вересович, дополнил, что был он увлечен и спортивным ориентированием, стал чемпионом республики по данному виду спорта среди юниоров будучи в девятом классе.

Районная гимназия, где он теперь работает, имеет на одном из стендов стройный ряд грамот, дипломов, кубков, которыми отмечены достижения в спорте ее воспитанников. В первенстве района они все эти годы лучшие из лучших. А за ними стоит цель более благородная и высокая — воспитать лучшие качества в душе ребенка, чтобы выходили они из школы самостоятельными, повзрослевшими, полноценными во всех отношениях людьми. Четверо из них, и это только по гимназии, пошли по стопам своего учителя. Вадим Грабовский занимает высокую должность старшего методиста Центра олимпийской подготовки по легкой атлетике в Минске. Ольга Балбышко работает заведующей отделом детского спортивного клуба в Витебске. Вера Павлюкович занимается медицинской реабилитацией спортсменов.

Побывав в спортзале, где был урок у В. Ф. Вислоухова, побеседовав с учениками и увидев их хорошее настроение, почувствовали, как дороги им минуты общения с учителем. Он увлекает всем — и голосом, и тоном его, словом и мыслью, своим широким кругозором, увлеченностью своим любимым делом, умением быть строгим, требовательным и всегда с долей такта, хорошего юмора, с уважением к личности ребенка. Все ученики повально увлечены баскетболом, на котором специализируется гимназия. У одних в нем больше успехов, у других их и нет, но они тянутся к образцам лучшего, высокого.

— Когда-то мы, — вспоминает Виктор Францевич, — тянулись так всей школой за усвижбукскими баскетболистами. Пока вел уроки нам Михаил Константинович Вечерский, мы им уступали. Тяжело было быстро наработать форму. Но вот уже много лет мы не проигрываем, в том числе и девчонки, им ни одного товарищеского матча.

Учитель убежден, поэтому этой игре среди прочих предпочтение, что баскетбол основа для развития всех других видов спорта. Он требует ловкости, движения, выносливости, незаменим как подвижная игра для выработки коллективного мышления. Это всегда определенная игровая комбинация, формирующая видение, куда двигаться, кого закрывать и т. д. Поэтому в выработке этих качеств идут много лет уже через баскетбол. Другие, к примеру, Обольцы, свои достижения в спорте обретают через волейбол, через настоящую школу, заложенную настоящими мастерами и педагогами Ю. Ф. Орешкевичем и Д. С. Поливенком. Много значит, что он своим воспитанникам постоянно дает информацию для размышления о достижениях белорусов в большом спорте, об истории Олимпийских игр и наших олимпийцах, посвящает во многие тонкости спортивной борьбы на европейских и мировых аренах.

Нередко ребята слышат из его уст физические определения, термины, формулы. Это не из желания блеснуть знаниями, а те межпредметные связи, без которых не понять, почему это при ходьбе на лыжах рука должна быть выпрямленной, или как правильно отталкиваться ногами, обеспечивая ускорение хода. Он показывает и рассказывает, личным примером подтверждая необходимость владеть техникой движений, которые сообразуются с анатомией человека.

— Вообще, — замечает он, — учителю надо быть готовым ответить на любой их вопрос. Закончится урок, где каждый момент для занятий, а на перерыве подходят, атакуют вопросами даже по античному миру или новейшей истории, о происходящем сегодня в стране, мире, области и районе.

Знают они и такую сторону его натуры, как увлечение трудом на земле, природой. И здесь тоже нет отбоя от расспросов, обмена своими впечатлениями, размышлениями.

Для этого собрали в семье копейку, приобрели, проживая в квартире, отдельный дом с садом и огородом. Пусть небольшой, скромный, но он по-хозяйски доводит его до ума, а осенью оприходует заветный урожай со своего небольшого личного подворья. Все лето практически с зеленью, витаминной продукцией. В дополнение к ним дары леса, которые он большой любитель собирать.

— Со всех точек зрения важно этим заниматься, — продолжает Виктор Францевич. — Во-первых, увлекательный труд, во-вторых, перемена занятий, без этого невозможно прожить.

Как человека и педагога с большим жизненным опытом его обижает бесконечное обсуждение роли, места учителя в нашем сегодняшнем дне. Все знают, отвлечений на бумаги, которых постоянно под руками ворох, на несвойственные для учителя обязанности беспредельное множество. Поэтому не хватает у думающего педагога времени на работу непосредственно с детьми, не всегда, приходя домой из школы в четыре-пять, а то и в шесть часов вечера, имея нагрузку урочную и внеурочную, остаются силы даже пролистать газеты. Ведь снова надо готовить рабочие планы, внеклассные мероприятия. А он скрупулезно прочитывает всю свежую прессу, обязательное и чтение художественной литературы. Чтобы завтра, встречаясь с детьми, не корить себя за то, что пришел на эту встречу без своего взгляда на происходящее, без собственной позиции в отношении к стремительно меняющейся ежечасно жизни.

Когда выбирал профессию, он догадывался, что выбор свой делает не в пользу материальных благ, а любимого дела. Поэтому и платят за любимый труд его воспитанники пониманием и уважением, а в награду собственную еще и огромное желание быть на уровне с ними, которым нужны его творчество и вдохновение.

Виктор БИРЮКОВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Март 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене