Наталья Жукова: если у потребителя возникают проблемы, мы стараемся ему помочь

15 марта 2016 13:02

Что роднит нас всех в повседневной жизни вне зависимости от рода занятий, пола и возраста? Потребление товаров и услуг, что предлагает нам рынок. Всегда ли мы  довольны их качеством? Нет, конечно. Куда в таком случае обращаться за советом, помощью и защитой?

Ответы на эти вопросы мы искали вместе с главным специалистом отдела экономики райисполкома Натальей Дмитриевной Жуковой. На нее в районе возложены обязанности уполномоченного по защите прав потребителя.

— Наталья Дмитриевна, в чем они заключаются?

— Прежде всего я разъясняю людям, как действовать в той или иной ситуации, помогаю грамотно обосновать свои  претензии в письменном виде, при необходимости консультируюсь с юристами и другими специалистами. Практика показывает, своевременное  вмешательство в этот процесс способствует быстрому решению любой проблемы. Виновные в нарушении прав потребителя, как правило, признают ошибки и предпочитают до суда дело не доводить.

— На какие товары жалуются чаще всего жители района?

— С продовольственными товарами, как правило,  продавец  и покупатель разбираются прямо на месте. Конфликты редко выходят за пределы торговой точки. Сложнее с услугами. Заказывает человек у фирмы установку  окон или дверей, платит деньги, подписывает соответствующий договор, в котором, как потом выясняется, сроки исполнения очень расплывчаты или вообще не указаны.

Уж сколько раз твердили миру… Подобные документы ни в коем случае нельзя принимать на веру, подмахивая не глядя. А надо читать внимательно, с карандашом в руках, анализируя каждый пункт.

— У потребителя есть право обменять качественный товар?

— Это можно сделать в течение 14 дней со дня покупки, если он не был в употреблении и сохранился чек. Допустим, приобрели вы в торговой точке приличный костюм. Пришли домой, постояли у зеркала. Всем хороша обновка, только вот расцветка не в тон украшениям или  жмет где-то под мышками. Имеете полное право вернуть его или обменять в установленный срок. В магазинах этот факт возражений, как правило, не вызывает. Закон есть закон. Сложнее с продавцами на рынках. Ничего не хотят слушать по этому поводу. Убеждать-то мы их убеждаем, но проблемы по этому поводу есть.

Но нет правил без исключений. Отмечу, не все качественные товары подлежат возврату. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2002 года №778 утвержден перечень товаров надлежащего качества, которые обмену или возврату не подлежат. Нижнее или постельное белье, к примеру. Что вполне понятно для любого здравомыслящего человека.

Что касается некачественных товаров, то претензионный срок по отношению к ним не ограничивается 14 днями. Он может быть  больше в разы. Все зависит от их  наименования.

— Ваши услуги как консультантов, помощников и защитников обоснованных требований потребителей бесплатные?

— Да, мы защищаем права потребителей бесплатно. Но бывают сложные случаи, когда для оценки качества того или иного товара требуется  независимая экспертиза. Тогда потребитель имеет право в письменной форме потребовать от продавца отнести ее на его счет. Если тот окажется прав,  деньги ему покупатель вернет.

— Книга замечаний и предложений в наше время не утратила свою роль?

— С нее, как правило, начинают свою работу многие контролирующие органы. Ее роль в разрешении экономических споров очень важна. Ответ по существу дела, а не пустую отписку, на обоснованную претензию торговая организация должна дать потребителю в письменной форме в течение 15дней, а при необходимости дополнительного разбирательства этот срок продлевается до 30 дней. Выдается она покупателю по первому требованию  без объяснения причин, с какой целью ею хотят воспользоваться. На виновных в ущемлении законных прав потребителя по этому поводу составляется протокол об административном нарушении, в соответствии с которым они будут наказаны штрафом от 4 до 10 базовых величин.

Хочу обратить внимание  граждан на  важный аспект проблемы. Практически в каждой торговой точке на видном месте расположен информационный стенд. На нем подробная информация для покупателей. В том числе выписка из Торгового реестра Республики Беларусь — основного документа страны, дающего право на торговлю, основные правила торговли, телефоны вышестоящих организаций. В том числе и уполномоченного по защите прав потребителя — 2-16-39. Возникнут проблемы — смело обращайтесь к нам (райисполком, отдел экономики, кабинет 73). Мы постараемся вам помочь.

— Но есть и такие торговцы, которым закон не писан. Разрешения нет, а торгуют бойко и с прибылью…

— Пренебрегая установленными правилами торговли, скрывая свои доходы, такие предприниматели могут позволить  себе установить на свои товары более низкую цену, чем в магазине. Следует хорошо подумать, прежде чем сделать свой выбор в их пользу. Рискуете здоровьем родных и близких. А при возникновении претензий к ним ничего не докажете. Откуда появляются подобные люди, куда исчезают, сбросив товар, могут ответить разве что правоохранительные органы после расследования. Но вряд ли вам от этого легче станет.

Беседовал Михаил КОРОЛЕВ.

Все новости

Другие статьи рубрики

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Метки:



Написать комментарий

Вы должны войти в систему, чтобы оставить комментарий.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Март 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене