Кохановские дефектологи дают детям возможность полноценно чувствовать себя в обществе
В последнее время актуальным стало создание интегрированных групп на базе школ и детских садов. В них дефектологи занимаются с детьми, которые имеют особенности психофизического развития. Ясли-сад №2 г. п. Коханово посещают 111 детей от года до 7 лет, в 7 группах наполняемость от 10 до 22 человек, в том числе ученики одного из трех первых классов Кохановской средней школы.
В двух старших интегрированных группах занятия посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и слуха. Такие группы в детском саду №2 работают в нескольких направлениях: развитие (речи, представлений об окружающем мире, познавательной сферы и т. д.); социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОПФР и обычно развивающихся детей; коррекция (работа учителя-дефектолога, воспитателя и т. д.).
Пять лет назад на базе второго детского сада был открыт пункт коррекционно-педагогической помощи, который охватывает детей с нарушениями речи, посещающих оба поселковых детских сада. В яслях-саду №2 работают три дефектолога — Ирина Николаевна Воскресенская, Инна Адамовна Зайцева и Алла Николаевна Подолицкая.
— Толочинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводит диагностическое обследование детей один-два раза в год с целью определения дальнейшей образовательной траектории воспитанников с ОПФР, — говорит заведующая детским садом Наталья Михайловна Петрученко. — На базе детского сада №2 проводится консультативная работа по расширению знаний родителей по данному виду нарушений. Всем желающим специалисты яслей-сада могут оказать квалифицированную помощь в достижении положительных результатов обучения и воспитания детей.
Ирина Николаевна Воскресенская работает в детском саду дефектологом одиннадцать лет. До этого была учителем начальных классов в Ромашковской начальной школе. После ее закрытия пришлось сменить вид деятельности, получить специальное образование. Сегодня она помогает деткам научиться правильно говорить.
Кстати, сфера деятельности специалиста более широкая и включает в себя развитие словарного запаса, важнейших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Благодаря занятиям дети осваивают мир, находят свое место в коллективе и выявляют собственные способности.
По итогам работы за прошлый год Ирина Николаевна стала лучшим учителем-дефектологом в районе, благодаря ее умениям больше всего детей исправили речевые нарушения (16 человек).
— Работаю в интегрированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, — рассказывает Ирина Николаевна Воскресенская. — В работе использую различные методики, индивидуальный подход, применяю наглядность. Многое делаю своими руками.
Инна Адамовна Зайцева занимается с ребенком с нарушением опорно-двигательного аппарата, который по медицинским показаниям обучается на дому. Учитель-дефектолог сотрудничает с врачами Кохановской районной больницы, ребенок направляется на реабилитацию в специализированные центры Бреста, Витебска.
В интегрированном классе на базе яслей-сада №2 и старшей интегрированной группы обучаются два ребенка с нарушением слуха. Прогресс техники, медицины, достижения науки и применение новейших технологий за последние десятилетия позволили разработать новый способ оказания помощи глухим детям — метод многоканальной кохлеарной имплантации. Наиболее важным ее этапом является оказание коррекционно-педагогической помощи детям после имплантации. Согласованная работа специалистов (хирургов, сурдологов, техников-акустиков, психологов, учителей-дефектологов) дает возможность ребенку накапливать определенный слуховой словарь, которым он активно пользуется в речевой практике.
Подолицкая Алла Николаевна — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. На индивидуальных и фронтальных занятиях с учетом психофизических особенностей детей использует элементы современных технологий, методических приемов, специальные технические средства по формированию произносительных навыков и развитию устной коммуникации ребенка с нарушением слуха, компенсированного кохлеарным имплантом. Родители детей оказывают посильную помощь в усвоении учебного материала, по формированию системы ценностей, оказывают огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни.
Каждые полгода проводится мониторинг развития речи. Успехи налицо. Благодаря современным технологиям и кропотливой работе дефектологов детям возвращена роскошь человеческих отношений, дана возможность полноценно чувствовать себя в обществе и успешно обучаться в школе.
Юлия КАПРАНОВА.
НА СНИМКЕ: слева направо А. Н. Подолицкая, Н. М. Петрученко и И. Н. Воскресенская.
“В этом мире богатым нас делает не то, что мы получаем, а то. что мы отдаем”
Бигер Генри Уорд
Обучение и воспитание детей- это интересный и увлекательный труд. требующий от педагога терпения, творчества.трудолюбия. чувства юмора и профессионализма. а в случае. если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества умножаются на два. Учителя-дефектологи Подолицкая А.Н., Зайцева И.А.. Воскресенская И.Н – великие труженики, люди уникальной профессии. Это -волшебники, зажигающие детские сердца, всегда готовые поделиться своим теплом. Их работа направлена к одной важнейшей цели – помочь ребенку в его дальнейшей адаптации и социализации в обществе. Дай Бог вам здоровья! Пусть возздастся вам за ваш труд в той мере. как вы этого заслуживаете!