Заявили о себе сразу и громко

11 августа 2022 16:07

Пущенный под откос немецкий эшелон с техникой, д. Переволочня, август 1942 года. Фото подпольщика Шафранского.

Несколько дней мы с Михаилом Редько изучали рукопись начальника штаба партизанской бригады «Гроза» Дмитрия Михайловича Котлярчука, которую на несколько дней нам доверили его дочери. Чтение произвело на нас сильное впечатление. Каждая запись по делу, изложенная точно, скупо, бесстрастно.

(Продолжение. Начало в №59).

«Воевали не только оружием, но и словом…»

— Наверное, потому, что опасность подстерегала отряд буквально на каждом шагу, — отметил в этой связи мой товарищ. — В подобной обстановке не до подробностей. Из его рукописи следует, что дислокацию отряда немцы вскрыли достаточно быстро. Партизаны свернулись и скрытно перебазировались в лесной массив в районе Оболец. Оттуда и нанесли по врагу свой первый удар. Уничтожили рядом с деревней немецкие склады, прихватив с собой провиант, подготовленный для отправки на фронт. Без продовольствия долго не повоюешь. Отнять у немцев его — первое дело.

— А если не получалось, прибегали к помощи местного населения, — дополнил я его рассуждения. Котлярчук пишет о принципах, которыми в этих случаях они руководствовались: «Нас предупредили в Москве, что не весь скот из колхозов угнали на восток. Часть его крестьяне разо-брали себе. К тому же председателей колхозов на первых порах немцы не трогали. Нам было предложено обращаться к ним, бригадирам, старостам за помощью. Они нам давали скот на мясо, хлеб, картошку, молоко. Было разрешено брать продукты у тех лиц, которые служили в полиции, сотрудничали с немцами. Большинство крестьян давали продукты нам добровольно».

Не менее важным был вопрос пополнения отряда личным составом. Да какого отряда! В конце августа 1942 года в Штаб партизанского движения уже была отправлена радиограмма, что на его базе образовалась бригада в составе нескольких самостоятельных подразделений, действующих в разных точках района. Чувствуется умелая работа командования с населением. Подтверждает это и сам Котлярчук, отмечающий, что «ЦК Компартии Белоруссии правильно сделало, что в состав нашего отряда были включены уроженцы Толочинского района. К тому же Нарчук и Решетников до войны работали в Толочинском районе на партийной и советской работах. Они хорошо знали местных коммунистов и комсомольцев, оставшихся на оккупированной территории. Это в значительной степени облегчило задачу установить с ними подпольные связи. Многие из них прибыли в партизанскую бригаду, чтобы с оружием в руках бороться против фашистских захватчиков. Бригада стала быстро расти и крепнуть. В партизаны вступали комсомольцы, молодёжь, «окруженцы» и граждане призывного возраста. Особенно тогда усилился приток людей в бригаду, когда немцы намеревались угонять людей на каторжные работы в Германию».

— Там ещё есть одна интересная запись, — дополнил меня Михаил. — Штаб бригады «Гроза» взял на учёт и тех местных жителей, что пошли на службу к захватчикам. С ними тоже работали не безуспешно. Приведу красноречивую запись по этому поводу: «26-27.09.1942 г. Вели разведку Смольян-ского гарнизона. Связные сообщили, что большинство полицейских там неохотно служат немцам. Через них была назначена встреча в лесу. Говорили о переходе их в партизаны…»

В общем, воевали не только оружием, но и словом, находя для подобных людей свои аргументы и доводы.

«С первых дней показали немцам своё умение…»

— Целенаправленная работа с полицейскими проводилась партизанами постоянно, — согласился я с ним. — Оказывается, прежде чем уничтожить тот или иной гарнизон, с ним предварительно (конечно, по мере возможности) работали наши связные и подпольщики. В дневнике в этой связи есть фразы, вызывающие даже улыбку. Например: «6.11.1942 г. Разогнан полицейский гарнизон в деревне Соколино». Чувствуешь разницу? Не разгромлен, а именно разогнан. Словно пастух с палкой пришёл и разбирался со своими баранами.

Но убеждённых сторонников «нового порядка» уничтожали без всякой жалости. Подобного рода свидетельства он приводит десятки. Всего лишь одна краткая красноречивая запись: «1.10.1942 г. Провокатор из деревни Тараньково сообщил фашистам наше место дислокации, а потому мы с того места ушли. Предателя вычислили и расстреляли».

Но это всё частности. Главное место в записях Котлярчук отвёл анализу серьёзных операций на коммуникациях оккупантов. Бригада «Гроза», пожалуй, в этом деле была одной из самых успешных в районе. Впрочем, чему удивляться. В её составе было 11 опытных подрывников, прошедших подготовку в диверсионной школе НКВД. Вот они с первых дней и показали немцам своё умение. Читаем дневник: «Лес Усвиж-Бук 3 августа 1942 года. Смелая вылазка на железную дорогу Минск — Москва совершена под командой командира диверсионной группы Бродского Александра Ивановича. Несмотря на то, что железная дорога тщательно охранялась, группа проникла на неё к западу от Толочина 3 километра и заминировала железнодорожное полотно. Долго ждать не пришлось. Со стороны станции послышался шум и стук колёс эшелона, идущего на фронт. Раздался взрыв огромной силы. Под откос полетел состав с военной техникой и живой силой противника. По данным разведки, под его обломками погибло около 200 солдат. Движение по железной дороге было приостановлено на двое суток…»

11 августа эта же группа пустила под откос второй эшелон в районе посёлка Коханово, — дополнил меня Михаил. — В начале сентября — был третий, в конце месяца четвёртый… Дальше подобные записи следуют в дневнике регулярно. Как и заботы по приобретению взрывчатки для подобных диверсий, самыми разными способами. Хорошая подготовка на сборах позволила бригаде «Гроза» без всякой раскачки вступить в борьбу с оккупантами, вести разведку, минировать шоссейные дороги, устраивать там засады, работать с местным населением, выполнять особые поручения центра. К примеру, нарушить связь группы армий «Центр» с Берлином. И ведь решили эту задачу! Нашли и уничтожили значительную часть подземного кабеля, по которому она осуществлялась.

Не менее успешной была ещё одна операция. Котлярчук о ней пишет так: «По нашим разведданным в августе месяце советские самолёты совершили налёт на военный аэродром в городе Орше, где базировалось до 100 самолётов разного назначения. Бомбардировка была настолько интенсивной и внезапной, что охрана была застигнута врасплох и не оказала сопротивления. Немцы разбежались, бросив орудия и прожектора. В результате этой бомбардировки было разбито и сожжено много самолётов врага, орудий, прожекторов. Большой ущерб был нанесён взлётному полю».

Но я бы обратил внимание на ещё один примечательный факт. В это же самое время рядом с «Грозой» разворачивали боевую деятельность другие партизанские бригады. Центральный штаб партизанского движения потребовал организовать с ними тесное взаимодействие, распределить зоны ответственности, установить регулярную связь, обмен опытом, взаимную помощь оружием, разведывательной информацией. При решении этих проблем, судя по дневниковым записям ветерана, случилось много интересного и неожиданного. Но об этом поговорим в следующий раз.

(Продолжение следует).

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 7.0/10 (6 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Заявили о себе сразу и громко, 7.0 out of 10 based on 6 ratings

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


.

ПОИСК ПО САЙТУ

Всебелорусское народное собрание

Год качества

К 80-летию освобождения Беларуси

«Лица Победы»

Наш календарь

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июль   Сен »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Архив новостей

Ритуальные услуги

Есть проблемы? Вам сюда!

Мы в Facebook

Наши видео

Мы в Telegram

Мы на Яндекс-Дзене