Дорога — стальная, люди на ней — золотые
“Нашли стрелочника” — говорим мы, когда считаем, что вину возложили на человека напрасно. Стрелки стрелками, но за этим выражением кроются очень серьезные вещи. Прежде всего, безопасность грузовых и пассажирских перевозок по нашим железным дорогам. Сидя в уютном купе поезда, мы вряд ли догадываемся, что в это время за ним наблюдают десятки людей.
— Неужели наблюдаете за каждым составом, — с интересом спрашиваю у руководителя цеха многофункционального комплекса технических средств станции Толочин Александра Викторовича Ступака, не сводящего глаз с монитора компьютера.
— За каждым, — подтверждает он. — Вот смотрите, на экране появляется информация об очередном составе, входящем в зону ответственности Оршанского участка железной дороги. От Борисова до Орши мы будем отвечать за безопасность его движения.
— Каким образом, — не скрываю своего удивления. — Вы — здесь, он — в пути, несется со скоростью 100 километров в час. Случись с ним технические неполадки — на помощь вы ему не придете. Физически не успеете.
— Знаете, по какому принципу работают профессиональные телохранители? — усмехнулся он мне в ответ. — Главная их задача — предусмотреть потенциальную опасность для своего подопечного, далее, по степени важности, — суметь избежать ее, и только в последнюю очередь — уметь ей противостоять.
По сути дела по этой схеме мы и работаем. Техническую безопасность нашего участка дороги контролирует специальная техника, установленная в определенных местах. Используя методы пассивной локации, она считывает информацию о состоянии ходовой части каждого состава и в режиме реального времени передает ее нам и диспетчеру для анализа. Понимаете, мы работаем на опережение. Малейшие проблемы с колесными парами, вагонами, сцепками, тормозами — и специалисты железной дороги, приняв необходимые меры, предотвратят развитие ситуации по аварийному сценарию.
— Лихо, — с уважением смотрю на экран. — Я понимаю, если случатся подобные проблемы в пути, аварийным составом займутся специалисты. Но кто контролирует работоспособность вашей техники? От ее исправности, наладки, безотказной работы зависит жизнь тысяч людей.
— Мой коллектив, — просто ответил Александр Викторович. — Нас всего семь человек. Каждый отвечает за ее состояние на своем участке дороги. В соответствии с графиком проводит техническое обслуживание, настраивает ее, устраняет текущие неисправности. Техника хоть и надежная, выполненная на современной элементной базе, но время от времени выходит из строя. Во время грозы, например… Да и вообще, лучше, как говорится, перестраховаться, проверить ее лишний раз, чем подвергнуть опасности чьи-то жизни….
— А если проблема возникнет ночью?
— Добавьте, в праздники, выходные, на Новый год… Конечно же, по сигналу диспетчера мчимся на линию с тревогой в душе. А что если с поездом за это время что-то случится? Понимаете, у нас нет права даже на несколько километров оставить его без контроля. Во всяком случае, мы с ребятами стремимся свести подобные случаи к минимуму.
— Чтобы работать в подобном режиме, нужно иметь особый характер. Вы специально подбирали людей под эту профессию? Кстати, как она называется?
— Все мы электромеханики. У каждого высшее или среднее техническое образование. А хороший коллектив, на мой взгляд, “лепят” время и трудности, которые преодолеваются вместе. Невежа, лентяй железной дороге не нужен. Мои парни — Дмитрий Ивченко, Денис Плаксицкий, Михаил Цубарков, Андрей Ступак, Дмитрий Ярыго, Виктор Хритончик — специалисты и люди, каких поискать. Сглазить не боюсь. Все давно проверены сотни раз, знают цену себе и друг другу. О таких у нас говорят: железная дорога — стальная, а люди на ней работают золотые.
— Ну, Александр Викторович, — развожу рукам. — Не часто услышишь столь лестный и, главное, прямой отзыв о своих сотрудниках. У многих руководителей чуть ли не хорошим тоном считается их побольше ругать…
Позвольте в свою очередь от имени нашей газеты и ее читателей поздравить вас и ваших коллег с профессиональным праздником. Здоровья вам всем, дорогие железнодорожники, счастья и удачи в жизни.
— Спасибо.
Беседовал Михаил КОРОЛЕВ.
Дорога — стальная, люди на ней — золотые,