Инициативы воплощаются в проект и преобразуют землю: в Толочине принята агроэкоусадьба, созданная на базе средней школы №2 (+фото)
Глаз не отвести от красоты и оформления учебно-развивающей школьной агроэкоусадьбы, которая расположилась по периметру здания средней школы №2 г. Толочина. Не вызывает сомнения, что она сполна выполнит возложенную на нее миссию быть центром подготовки учащихся к работе в будущем в сельскохозяйственных отраслях района.
Приятно удивляет, как удалось за короткое время пройти путь от подачи заявки на участие в конкурсе развития местных инициатив по линии ООН, выйти в нем победителем с представленным проектом и в считанные месяцы весенне-летнего сезона его реализовать.
Завучу школы, автору представленного проекта Тамаре Станиславовне Сушковой многое пришлось делать с чистого листа, но у нее все получается в этом масштабном, многотрудном и одновременно близком ей по душу деле. В итоге предложенный педагогом проект оказался наиболее предпочтительным для его последующей реализации. Причем из Толочинского района поступило 12 заявок, наибольшее число в разрезе районов, на участие в конкурсе. По Беларуси было 722 заявки.
Победа, в которую, возможно, и не очень верилось, окрылила. Заявка во всех ее подробностях по будущей школьной агроэкоусадьбе при рассмотрении оценочной комиссией набрала самое большое количество баллов.
— Мы же, — с радостью делится, вспоминая прошлое, Т. С. Сушкова, ставили перед собой скромную цель — укрепить учебно-материальную базу, навести порядок на территории. Но было еще одно условие — увязать проводимую работу с устойчивым развитием своего региона. По большому счету, все так и вышло. Создание при школе данной усадьбы вовлекло в деятельность руководство района, руководителей организаций-партнеров, учащихся и их родителей, учителей, просто небезразличных людей. В итоге, потому что были в этот период вместе, все у нас получилось.
С самого начала в толочинцев поверил региональный координатор проекта Виктор Ерошов, поддержал и помог советом, что и определило результат.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ УСАДЬБЫ
На прием усадьбы собрались учителя школы целыми семьями, учащиеся, родители. Посмотреть на все своими глазами заглянул из штаб-квартиры представительства ПРООН в Республике Беларусь, координатор системы ООН господин Санака Самарасинха.
За время пребывания в Беларуси он полюбил нашу страну, ее трудолюбивых и гостеприимных людей. Пребывание на Толочинщине — еще одно теплое и сердечное знакомство с ней. Каждая деталь, с которой знакомила высокого гостя при осмотре агроэкоусадьбы Тамара Станиславовна, обращала на себя его неподдельное внимание.
Еще год назад на клочках площадью в 10 соток здесь ютились на земле в основном капуста, морковь и свекла, было немного цветов. Убрав камни, старый разбитый асфальт, завезли сюда 150 большегрузных машин грунта, расширили зону огорода и сада до 25 соток, превратили пустырь в цветущую землю.
Сегодня с этой земли реализована уже небольшая часть овощной продукции. Более поздние культуры вбираются в силу и дадут свои плоды в качестве витаминной продукции для школьников. Высажено 100 яблонь, 50 кустиков смородины и 50 саженцев винограда. Поставлено 4 карбонатные 10-метровые теплицы.
Зона огорода совмещена с садом, передает особенности сельской усадьбы наших предков. Не оторвать глаз от плетня из лозовых и ореховых прутьев, оформленных со вкусом арочных брамок.
Так вот заложено этнографическое начало — что было возле дома наших предков.
Большинство грядок, где растут овощи, соседствует с цветами. Они, кстати, выполняют и защитную функцию. Бархатцы, к примеру, защищают капусту от вредителей. На плетне, как было в старину, горлачи.
В саду скамейки, на деревьях скворечники, с кристально чистой водой колодец, пчелиные борти. К плетню подходят, украшая усадьбу, подсолнухи.
Тему сельской усадьбы представляет и зона отдыха, продолжающая декоративное оформление огорода и сада. Скамейки своими руками изготовил Павел Геннадиевич Казакевич. Он принимал участие в торжестве вместе с дочерью, ученицей школы. У старожилов в деревнях удалось добыть деревянные бочки.
Тут же представлена и река как символ жизни, быстрых перемен в нашей человеческой судьбе. В качестве воды передающие ее палитру живые цветы. Все вокруг окаймлено зеленью, высажена газонная трава.
Если первоначально свои идеи оформления усадьбы предложила автор проекта Т. С. Сушкова, то в процессе ее создания они дополнялись другими творческими людьми, дорабатывались. Трудно переоценить вклад разработчика проекта сада, специалиста в этой области знаний представителя организации-партнера Татьяны Николаевны Петровской. Помогала ей в этом и дочь Ангелина. Свои штрихи в проект огорода вносила учительница школы Людмила Степановна Дроздовская.
Кустами, саженцами, рассадой помогали многие и многие люди. Делали это с удовольствием, видя в каком объеме развернулись работы. Работали сами, помогали организовывать школьников учителя. Не узнать было отношения к труду детей, некоторые с желанием приходили трудиться в школу даже в выходные дни. Таким образом попутно с возвращением к культуре возделывания земли нашими предками решается задача приобщения к работе на земле молодых людей, обучения различным умениям и навыкам.
Очень умело, с богатой фантазией выполнено с использованием цветного оформления устройство нашей государственной символики — флага, герба, национального символа Беларуси — зубра, встречающих на входе на территорию школы слов: “Вітаем вас”.
Проницательный Санака Симарасинха очень тонко заметил, подытоживая осмотр усадьбы: “Есть много вещей, которые выходят за рамки тех малых грантов, которые представляют ООН и Евросоюз. Вам удалось гармонизировать красоту с практическими вещами, объединить культуру, наследие и традиции своих предков с образованием, вы смогли сплотить поколения детей и их родителей, создать сообщество людей и коллективов по интересам. Проект был направлен именно на это. Сделанное вами восхищает. Если бы все гранты, которые были распределены в рамках этого проекта, имели бы такой результат, то можно было бы сказать, что мы действительно успешны в своей деятельности…”
В качестве памятного подарка-сувенира от школы был преподнесен макет удобного для жизни сельского дома.
Его изготовили своими руками дети и родители. Санака искренне поблагодарил за еще одну частичку сердечности, которую он получил на Толочинщине, и напомнил присутствующим о своей недавней встрече с Президентом Александром Лукашенко.
— Он тогда заметил, — продолжил Санака Самарасинха, — что хочет, чтобы у ПРООН был свой дом в Беларуси. Я ответил Александру Григорьевичу, что чувствую себя как дома в вашей стране. Потому давайте забудем про дом для ПРООН (в шутку), а лучше я подумаю про дом для себя. С вашим подарком у меня теперь будет этот дом…
По линии ПРООН получен грант на сумму 16,5 тысячи долларов. Почти на 1 тысячу долларов в эквиваленте в школьную агроэкоусадьбу вложено собственных средств. Все они освоены в полном объеме.
Приобретены в том числе необходимые в дальнейшей работе на земле мини-трактор, плуг и окучник, косилка и прицеп, садовые тачки, многочисленный инвентарь для работы.
Эстетика, оформление школьной усадьбы впечатляют. Она приносит уже свои плоды как в их прямом значении, так и в воспитательном, обучающем плане.
Председатель районного Совета депутатов Мурашко Г. Г. преподнес гостю сувениры и информационные материалы, рассказывающие о районе, поделился планами о создании еще одной подобной усадьбы в нашем городе, которая создается на базе управления по труду, занятости и социальной защите в целях реабилитации людей с физическими недугами и включения их в посильную трудовую деятельность.
Санака Самарасинха пообещал приехать в район в ближайшую осень и привезти для знакомства с нашим краем некоторых послов. Реализация подобных проектов — это совместная инициатива ООН и Евросоюза.
С удовлетворением отметил, что ему было приятно пообщаться с молодежью, учащимися, узнать о их личном участии в обустройстве усадьбы. Тепло пожал руку ученицы 7 класса СШ №2 Валерии Вишневской и за ее труд, и за глубокое владение английским языком, на котором он имел удовольствие с ней пообщаться.
Впереди, несомненно, развитие успешно стартовавшего данного и некоторых других проектов, инициатив, которые помогают сплачивать семью, школу и общество.
Виктор БИРЮКОВ.
Территория средней школы №2 в Толочине преображается на глазах (+фото)
ЕС профинансирует создание учебно-развивающей агроэкоусадьбы в Толочине
Инициативы воплощаются в проект и преобразуют землю: в Толочине принята агроэкоусадьба, созданная на базе средней школы №2 (+фото),
А я вот думаю, что за эти миллионы еще одна дачка где-нибудь построиться. Давно забыт лозунг : все лучшее детям. Дети работают , а “дяди” отдыхают
На то Вы и культработник, чтобы так культурно думать. Вот и я думаю, что если Вы закупили за свои деньги все то, что появилось в школе, то дачами будут обеспечены все учителя!
Может, это все и хорошо, но вот есть один вопрос: неужели хватает часов уроков трудового обучения,чтобы содержать в порядке такие площади? Помнится, еще лет 15 назад, когда я училась в школе, нас очень часто “снимали” с уроков литературы, МХТ (видимо, эти предметы казались неважными для изучения)для прополки в мае, и для уборки в сентябре. Так и площади были не такими большими, и классы были по три параллели. И я вот в жизни не поверю, что дети охотно проводят летние каникулы на школьном огороде ( почти у всех есть дачи, бабушки). А еще сосед всю весну повторял, что агроусадьба – это был единственный способ легально уйти с уроков)))
Может это и не очень хорошо, уважаемая Наталья, что уставшие за год от учебы дети хотят в конце мая, когда пройден учебный материал, поработать на школьном огороде, который в школе появился 5 лет назад. Думаю, что лучше уйти с уроков и гулять по подворотням.
Один вопрос. ЗАЧЕМ!?
Хороший вопрос: зачем? Согласен и с Вами, студент-платник. Зачем что-то делать, если и без этого прожить можно.
Уважаемая Ленинец. Без этого действительно можно прожить. И делать много чего надо. Например – учиться. Удачи!)))
Молодец конечно,но главный показатель школы это процент поступивших на бюджет.
Навошта ім той бюджэт?? – Хай да зямлі прывыкаюць…
Ваше мнение также поддерживаю. Земля еще никому ничего хорошего не дала. Думаю,что совремнным детям достаточно научиться держать в руках телефон, а не грабли и тяпки!
Вы правы, уважаемый! Думаю, что через пару лет, когда в школьной столовой появятся яблоки из собственного сада, качество образования, несомненно, упадет!
Огромная работа проделана.
Благоустройство,цветники-понятно.
Но зачем школе такой огород?
Усилия привить ученикам любовь к сельскому хозяйству вознёй на этом огороде не достигнешь.
Да и продукцию с него использовать нельзя.Проблема хранения и переработки.
“Ты травы нарваў?”,”Ты у свнней пачысціў?”,”Ты бульбу ці градкі прапалоў?”-страшные воспоминания детства.
Было это уже,проходили.
Сам в 1966 году закончил эту школу и получил удостоверение”Тракторист-машинист”.
Насколько я знаю,воспользовался им только один человек из всего выпуска того года.
А выпускалось 5 классов,3 десятых и 2 одиннадцатых,очередная реформа образования.
Да и посмотрите теперь около домов какие огороды,газоны везде и пару грядок.
Согласен с Вами абсолютно. Зачем школе, в которой около 750 учащихся, такой большой огород? Ведь для удешевления питания можно свеклу, морковь, лук, капусту приносить из дома с газона и пары грядок.